«Пророки в иконах и росписях Успенского храма г.Калуги» (часть 1).

Множество людей жили и продолжают жить на земле, однако ни о ком более не было возвещено наперед много веков тому назад, как о Господе нашем Иисусе Христе. Иногда люди удивительным образом предчувствуют грядущие события, но еще не было так, чтобы о той или иной человеческой личности было заранее сказано практически все. Причем речь идет не о каких-то туманных высказываниях: вся жизнь и все дела  Иисуса Христа были так  или иначе предвозвещены пророками. Христос  еще не родился, Его еще не было на земле, но Он уже существовал в многочисленных и недвусмысленных пророчествах. О Нем говорили, Его ждали, Его заранее любили, за Него отдавали свои жизни, и с Ним уже тогда боролись… .  Конечно, главным сосредоточием пророческих предвещаний будущего был Господь Иисус Христос; но так как Пречистая Матерь Его близко послужила делу спасения людей, то в Священном Писании немало пророчеств и о Ней, излагаемых совместно с предсказаниями о Спасителе. Святитель Андрей Критский в своем Слове на Рождество Пресвятой Богородицы говорит так: «нет ни одного места во всем Богодухновенном Писании, где бы внимательный исследователь не увидел разных, повсюду рассеянных указаний на Божию Матерь».

Более пятидесяти пророков и пророчиц предстают перед нами в книгах Ветхого Завета. Об одних пророках мы узнаём из написанных ими же книг, о других повествуют библейские сказания. Они жили в разные эпохи, принадлежали к разным сословиям, но при всей непохожести, у библейских пророков было много общего. Неожиданно для них самих, порой против собственной воли, пророки были призваны Богом, чтобы провозглашать его волю, быть его устами. Поэтому речи пророков часто записаны от лица Бога, пославшего их и вложившего эти речи в их уста. Таким образом, пророчество в Ветхом Завете – это возвещение слова по повелению Божию. Пророки были наставниками народа и советниками царей, политиками и трибунами, поэтами и мудрецами. Пророками именуются ветхозаветные праотцы-патриархи, вожди народа, священники, наставники. Они были погружены не только в прорицания будущего и в прозрения сокрытых для простых смертных тайн божественного мироздания, но и в гущу событий своей эпохи. Пророки пламенно, подчас даже гневно обращались к своим современникам: сильным мира сего и обычным людям, неустанно разоблачали их греховность, укоряли за неправедные желания и поступки, взывали к их совести.

Мы поговорим только о тех в-з пророках, чьи изображения представлены в нашем храме. Как правило, изображения пророков почти ничем не отличаются друг от друга, кроме надписей на свитках, цвета одежд и отдельных деталей. Иконописцы не стремились к какой-либо индивидуализации образов, их задачей было воплощение неких духовных символов. Важны были не персоны, а имена, за которыми стояли слова пророчеств. Эта традиция по сей день сохраняется в русской церковной живописи. Пророк изображается со свитком в руках. Свиток – знак проповеди, знак того, что пророк не просто что-то говорит, а говорит очень важные вещи, которые важно сохранить для потомков. Если пророк оставил после себя книги, на свитке обычно написаны самые значимые его пророчества, относящиеся к Христу или Пресвятой Богородице. Если пророк не писал, а учил устно, то свиток все равно содержит надпись – самое известное изречение этого человека.  В самом широком смысле «пророк» – это любой человек, имеющий опыт непосредственного Богообщения. Первый, кто назван в Библии пророком, – это Авраам (Быт.20:7). Причем, так его называет Сам Бог, что указывает на особый характер их общения. Разумеется, в таком самом широком смысле «пророками» могут быть названы и Адам, и все допотопные патриархи, и многие другие праведники, имевшие опыт непосредственного Богопознания.

История грехопадения Адама и Евы всем хорошо известна: им было возбранено вкушение плодов с древа познания добра и зла. Тем не менее, они это сделали, и произошел грех. Они нарушили Божий запрет не в поисках истины и не для того, чтобы познать суть добра  зла, а поддавшись искушению змия – духа лукавого и нечистого. Отныне вся история человека будет непрерывной борьбой с темным началом, которое вторглось в жизнь человека. Злому духу Бог говорит: «вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».  (Быт.3:15). Эти слова называются в богословии Первоевангелием. Адам и Ева еще не изгнаны из рая. Человеческая история еще не началась, потому что она берет свое начало с того момента, когда Адам и Ева оказываются здесь, на этой грешной земле. Однако уже в предыстории человеческой заложено это пророчество: вражду положу между тобою, т.е. змием, и между женой. Жена, о которой говорит Бог, есть Пречистая Дева Мария. Слово «семя» и в еврейском первоисточнике, и в греческом переводе означает не «потомство», а «потомок», о котором сказано в единственном числе. Т.е. придет Тот, Кто сокрушит главу змия, главу греха, исторгнет его жало. Но грех не сдастся без боя. Этот древний змий, дьявол, будут жалить в пяту. Пятой человек касается земли. Святые отцы говорили, что пята – это образ плоти, человеческой  природы во Христе. Эта человеческая природа и была ужалена дьяволом.  Именно над ней издевались, в нее плевали, и, наконец, в нее заколотили гвозди.  Но  Его Божественная природа недосягаема для сил зла. Божественный план виной человека не был уничтожен. Бог по-прежнему хочет, чтобы человек с Ним соединился и преобразил всю землю. Цель осталась, но путь к ней изменился. Православная церковь совершает память Адама в «Неделю святых праотцев».

Изображение Адама в нашем храме мы можем видеть в качестве одного из персонажей  в росписи купола на новозаветную тематику — Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, где он изображён в числе ветхозаветных праведников и пророков. Иисус Христос изображается спускающимся в адскую бездну.  Под ногами Христа мы видим крестообразно наложенные друг на друга доски, гвозди, клещи, молотки, ключи, цепи, замки. Это адские двери, сорванные с петель, и то, чем они были замкнуты и заколочены. Все запоры сломаны входящим в ад Христом. Он попирает сокрушенные врата ада, в левой руке держит крест, а правую руку протягивает Адаму. Христос на иконе берет Адама не за пальцы, а за запястье — очень крепко, с властью. При этом сам Адам протягивает свою руку Христу как-то неуверенно, словно он внутренне трепещет (состояние «страха Божия»). Это не случайно: ведь именно его грехопадение привело к тому, что все люди умирают и оказываются во тьме. За Адамом встает, протягивая к Спасителю руки, с надеждой вглядываясь в него, Ева. С правой стороны от Христа стоят, поднявшиеся в гробах, во главе с Иоанном Предтечей ветхозаветные цари Давид и Соломон. С левой стороны от Него расположен сонм праотцев с сыном Адама Авелем, он пастух, поэтому у него в руке загнутый пастушеский посох. Горы, в верхней части, сужаясь и сходясь, друг к другу, образуют вход в преисподнюю. Над ними ангел, возносящие орудия страстей: Крест, гвозди. Мы не знаем, все ли последовали за Христом, когда Он выходил из ада, но мы знаем, что с момента сошествия Христа в ад путь к воскресению из мертвых открыт для «всякой плоти», спасение даровано всякому человеку, и врата рая открыты для всех того желающих.

Кроме того череп Адама изображается в подножии горы Голгофы на иконах распятия Христа или же непосредственно под крестом. Череп с перекрещёнными костями носит именование «Адамова глава». Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, где произошло Распятие Христа. По промыслу Божьему кровь Христа омыла череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. Таким образом, голова Адама имеет символическое значение освобождения от смерти и спасения.

Падший, зараженный грехом Адам рождал детей «по образу своему и по подобию своему» (Быт.5:3), т.е. по обезображенному, поврежденному, растленному грехом образу своему. К первородному греху добавлялись личные грехи каждого и таким образом, со временем, развратилось все человечество. Нечестие меж­ду людь­ми дошло до того, что из всех людей на зем­ле остал­ся вер­ным Богу толь­ко один пра­вед­ный Ной со сво­им семей­ством. Тогда Господь опре­де­лил очи­стить зем­лю водою от погряз­ших в гре­хе наро­дов, а Ноя с женою и трех  их сыновей с женами вместе с представителями зверей и птиц  сохранил в ковчеге для даль­ней­ше­го раз­мно­же­ния.

Но и после Всемирного потопа почти все потомки Ноя утеряли истинную веру в грядущего Искупителя и развратились. На земле оставались только единицы праведников. Один из них – Авраам — был потомком  Сима (сына Ноя). Авраам родился в городе Ур, недалеко от Вавилона, примерно за 2000 лет до Р.Х. Впервые в Священном писании евреем был назван Авраам. (Быт. 14:13). (Еврей – человек из заречья, т.е. те люди, которые покинули  пределы междуречья и поселились за Ефратом). Он был богат, имел много скота, серебра и золота, и много слуг; но не имел детей и скорбел  об этом. Бог избрал праведного Авраама, чтобы сохранить истинную веру через его потомство для всего человечества. А чтобы оградить их от родного ему языческого народа и не научиться идолопоклонству, Бог явился Аврааму и сказал: «Выйди из земли твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя и возвеличу имя твое. И благословятся в тебе все племена земные», т.е. в этом народе – в его потомстве со временем родится обещанный первым людям Спаситель мира, Который благословит все народы земли. Аврааму   было в то время 75 лет, и он повинился Господу. Авраам вел оседлый образ жизни, но доверяя Божественному призыву, оставляет все и ведет жизнь странника-кочевника, переселяется в землю Ханаанскую. Ему не просто отдается земля для потомков, ему даруется земля, с которой началось спасение. После этого земля Ханаанская стала называться обетованной, т.е. обещанной. Теперь она называется Палестиной. Эта узкая полоска земли на восточном берегу Средиземного моря, и посередине ее протекает река Иордан. Она отграничена от всех остальных земель, что является, в какой- то степени изолированным участком: с запада —  море, с востока и юга — пустыни, с севера — горы, где Богу было удобно воспитывать свой богоизбранный народ от языческих народов. И, впоследствии, эта земля оказалась на пересечении важных торговых путей Европы, Азии, Африки, что облегчило проповедь Евангелия.

Вера Авраама была настолько велика, что она вменилась ему в праведность. Бог являлся Аврааму в виде Ангела и говорил с ним  в виде трех Ангелов, вид которых был подобен виду человека. Видя трех, Авраам поклонился Одному, в трех узрел Единого. Авраам  — первый человек, восходящий к представлению о Едином Боге. Вера и жизнь Авраама была тем основанием, на котором впоследствии пророки основали ветхозаветную Церковь, которая исполнила свое великое предназначение для того, чтобы, как говорил Иоанн Богослов, «Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин.1:14).

В храме Авраам изображен на росписи западной стены центральной части храма в композиций суд души, где изображается восседающий Авраам, на лоне (за пазухой) которого сидят души в виде детей.  Лоно Авраамово – иносказательное, образное выражение современников Иисуса Христа для обозначения места, в котором души праведников по уходу из мира сего наслаждаются покоем и блаженством. В иудейской традиции выражение «быть на лоно Авраамовом» означало блаженствовать после смерти. Образ лона Авраамова связан с взглядом на Авраама как на «отца верующих», не только породившего физически «избранный народ», но, как бы, усыновляющего лично каждого уверовавшего. «Сидеть на лоне Авраамовом» – значит быть интимно соединенным с Авраамом, как дитя, сидящее на коленях отца, укрывающееся за его пазухой или даже мистически входящее в его «недра». Таким блаженным приютом, к которому умершего страдальца относят Ангелы, выступает лоно Авраамово в новозаветной притче о богаче и Лазаре (Лк.16:19-31).

Господь дал Аврааму долгие годы, после смерти Сарры он женился, и были у него сыновья и дочери, и прожил он 175 лет. Его почитают и иудеи и последователи ислама, т.к. Авраам считается и родоначальником исмаильтян. Измаил был сыном от Агари, служанки Сарры; он-то и явился родоначальником всех арабских народов. Православная церковь почитает Авраама в лике праведных и совершает его память дважды в год: 9/22 октября вместе с его племянником Лотом и в «Неделю святых праотцев».

Через год после явления Аврааму Бога в виде трех странников исполнилось предсказание Господа: у Авраама и Сарры родился сын Исаак. Он был единственным наследником  обетования. У Исаака родились два близнеца Исав и Иаков. Исав был охотником и часто жил в поле, Иаков был кротким и тихим, домосед, жил в шатрах с отцом и матерью, это 18-17 века до Р.Х.  Исаву принадлежало первородство, т.е. преимущество над Иаковом в благословении, которое Господь через отца должен был дать старшему сыну. Но вот однажды Исав продал свое первородство Иакову за чечевичную похлебку. Но реальные права на это первородство еще следовало получить от отца – Исаака. К тому времени он уже состарился и ослеп. Однажды он решил передать старшему сыну, Исаву, свое благословение (т.е. введение в наследство, включая и особое избранничество). В ход событий вмешалась мать близнецов Ревекка. И обманным путем Исаак передал Иакову всё, в том числе и главенство над братом. Когда обман раскрылся, Исааку только оставалось пожелать Исаву «жить мечом своим» и добывать пропитание «от росы небесной». После этого случая Исав возненавидел своего брата.  Наступили последние дни Исаака, отца близнецов. Иакову нужно бежать, ведь обиженный брат не оставит его в живых после смерти отца! Но, с другой стороны, сам Исаак перед смертью послал его в далекий путь, чтобы он нашел себе невесту в родной земле своего деда Авраама. Кровь местных жителей, погрязших в пороках и суевериях, не должна течь в жилах его потомков.  И вот он отправляется на родину своей матери в Месопотамию, в землю Вавилонскую, чтобы пожить у ее брата, пока не пройдет гнев Исава.

Изображение Иакова мы видим на росписи потолка средней части храма со свитком с текстом: «се Лествица, утверждена на земли» и с изображением символа пророчества лестницы, прообраза Богородицы.

В связи с этим событием, Иаков обещает Богу построить на этом месте жертвенник, что он и сделал, вернувшись из Месопотамии (Быт 35:6-7), а также из всего, что Бог дарует ему, отдавать десятую часть, или десятину (Быт 28:22).

Через 20лет Иаков благополучно возвратился к своему отцу в землю Ханаанскую, с большой семьей и имуществом. Исав же, давно не видевший брата, радостно встретил  Иакова еще на пути.

 Господь при особых таинственных обстоятельствах, испытал силу Иакова, дал ему новое имя Израиль, что значит «видящий Бога».

У Иакова было 12 сыновей. Из всех своих сыновей Иаков больше всего любил Иосифа за кротость и послушание. Братья же стали завидовать Иосифу и возненавидели его, и при случае продали его в рабы. Так он оказался в Египте, где честно служил своему господину, стал главным начальником в земле египетской после фараона, но твердо хранил веру в истинного Бога. При наступлении голода по всей земле пришлось сыновьям Иакова обратиться за хлебом в Египет, и они там встречаются с Иосифом. Когда Иаков с великой радостью узнал, что сын его Иосиф жив, он переселился со всем своим семейством в Египет.  17 лет прожил престарелый Иаков – Израиль в Египте и умер 147 лет от роду; тело его, по египетскому обычаю Иосиф приказал набальзамировать (Быт.50:2-5). Затем, отнесен был сыновьями в землю Ханаанскую и похоронен там. В православной церкви Иаков почитается как пророк и ветхозаветный патриарх. Память в Неделю святых праотец и в Неделю святых отец.

В Египте народу Израиля сначала жилось хорошо.  Евреи занимали почетные должности и пользовались расположением правителя. С переменой правителей отношение к евреем изменилось, начались притеснения, перешедшие затем в тяжкую неволю. Поработив евреев, фараон принуждает их строить города. В то же время начинаются опасения, что еврейские племена объединятся с кочевыми племенами, и будут представлять опасность Египту. Чтобы число евреев не увеличилось, фараон приказал убивать еврейских младенцев мужского пола. Теперь, когда начались  беды, потомкам Израиля вспомнили о Боге и обратились к Нему с молитвой о спасении.

Милосердный Господь услышал их и послал им избавление через пророка и вождя Моисея. В такой обстановке в 16 в. до Р. X. у одного израильтянина из колена Левина родился Моисей (что значит извлеченный или спасенный из воды). Мать оставила его в корзинке на берегу реки. Там мальчика нашла дочь фараона и взяла на воспитание, а его родную мать наняли как кормилицу. Моисей был царевне как сын, вырос при царском дворе и был научен всей мудрости египетской. И скорее всего от своей матери  он знал о своем еврейском происхождении и о Божественном обетовании Аврааму. Став взрослым, он не мог более оставаться равнодушным к страданию своего народа. В одной из ссор Моисей заступился за своего соплеменника и убил  египтянина, после чего он бежит из Египта,  в Аравию, в землю Мадиамскую. Он поселился у священника, женился на его дочери и пас его стада.  Однажды Моисей ушел  со стадами далеко и был у горы Хорив (Синай).

Там он увидел необыкновенное явление, именно: терновый куст весь в пламени, горит и не сгорает. Приблизившись к кустарнику, он услышал голос Господа из средины куста, повелевавший ему снять обувь с ног своих, так как место, на котором он стоял, есть земля святая. Моисей поспешно снял обувь и от страха закрыл лицо свое. Господь велел Моисею вернуться в Египет и вывести евреев из Египта и вести в землю Ханаанскую.  При этом Бог дал Моисею силу творить чудеса. Куст, не сгоравший в огне, который видел Моисей при явлении ему Бога, получил название: «Неопалимая купина». Он изображал собой: и состояние избранного израильского народа, притесняемого и не гибнущего; Церкви, которая непобедима; двухприродности Христа;

и  являлся прообразом Божией Матери, Которую не опалил огонь Божества Сына Божия, когда Он сошел через Нее с неба на землю, родившись от Нее. Дева, при рождении Спасителя, не утратила Своего девства. Святитель  Григорий Нисский говорит: «что там (то есть, в Ветхом Завете) предъизображалось пламенем и купиною, то, с течением времени, ясно открылось в тайне Девы; как там купина горит и не сгорает: так и здесь (то есть, в Новом Завете) Дева рождает свет и пребывает нетленна». По этой причине Святая Церковь именует Богоматерь «неопалимою купиною». На иконах нередко изображает Ее окруженную огненным сиянием.

На росписи потолка средней части храма мы видим изображение Моисея со свитком: «аз купиной нарекох тя Богородица Дева».

Там же из купины только Моисею Бог открыл свое Имя. «Я есть Сущий». (Исх. 3:14). «Я есть Тот, Кто есть». Это означает, что Бог является истинным Бытием, единственной Реальностью, по сравнению с которой все не столь реально или не реально вовсе. Имя для древних имело магическую силу. Назвать какое-либо существо, как это сделал Адам по отношению к твари, значит овладеть им, познать его сущность. Кто им владеет, тот обладает в некоторой степени личностью того, кого он называет. Тем, что Господь открывает Свое Имя Моисею, Он показывает Свое бескорыстие и милость. С 11 века на иконах появляется надписание, подчеркивающее Божество Иисуса Христа. В трех видимых сторонах креста нимба пишутся буквы греческого слова  OWN, что значит Сущий.

Израиль  был в Египте 430 лет (Исх.12:40). После десяти казней Моисей вывел израильтян из Египта через Красное море, после чего на 50-й день после выхода они остановились у горы Синай. Моисей поднялся на гору и был там 40 дней. Бог дает ему Десять заповедей Закона Божия, затем и иные законы священного и мирского устроения, в частности, наставления о сооружении Скинии (переносного храма Божия) и жертвенника (Исх. 19-32).  Синайский закон должен был дисциплинировать жизнь еврейского народа и побуждать его жить согласно Божией воли, делать праведным и святым. Бог для того освободил Израиль и вывел его из земли Египетской, чтобы заключить вечный союз уже с целым народом, а не с одним человеком. До Иакова в каждом поколении только один представитель рода был наследником обетования. Господь говорил, обращаясь к израильскому народу: «Я Бог Авраама, Бог  Исаака, Бог Иакова», т.е. обетование почило на этих людях. Остальные (братья и их потомки) отделялись от центральной наследственной ветви. Начиная с Иакова, все потомки патриархов входят в состав богоизбранного народа: двенадцать сыновей Иакова, их дети и все их потомки.  В память Синайского законодательства Моисеем был установлен праздник пятидесятницы.

В центральной части храма на северной стене находится икона пророка Моисея, в руках он держит каменную скрижаль, т. е. плита с написанными на ней Божием перстом Десятью заповедями Закона. Скрижа­ли заве­та, кото­рые были поме­ще­ны в ков­чег, яви­лись про­об­ра­зом Матери Божией, так как Она на Своем серд­це, как на скри­жа­лях, начер­та­ла запо­ве­ди, кото­рые Господь дает чело­ве­ку во спа­се­ние.

Моисей в землю, обещанную Богом, не вошел, но только видел ее, взойдя «на гору Нево с вершины Фасги, что против Иерихона» (Втор.34:1). Там он и скончался в возрасте 120 лет. Жизнь его символически разбита на 3 периода по 40 лет. 40 лет он прожил в доме фараона, 40 лет он жил в изгнании в пустыне,  будучи простым пастухом, и потом 40 лет по призванию Божию был вождем израильтян. Бог с Моисеем разговаривал как с другом. «И не было более у Израиля пророка, такого как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу» (Втор.34:10). Места погребения Моисея осталось неизвестным. Дьявол, зная склонность евреев к идолопоклонству, желал устроить Моисею пышное погребение, чтобы могила величайшего из ветхозаветных пророков была известна народу. С течением времени евреи могли обоготворить Моисея, сделать его могилу местом идольского поклонения. Архангел Михаил именем Господа запретил дьяволу открыть место погребения Моисея (Втор.34:6).(послание ап. Иуды). Народ почтил кончину его тридцатидневным плачем. Как вождь, законодатель и пророк Моисей во все времена жил в памяти народа. Святая Церковь совершает память пророка и Боговидца Моисея 4 /17 сентября.

Моисей живет среди нас в своих священных книгах. С него начинается Священное Писание. От Адама до Моисея не было Священных книг. Он был первым Боговдохновенным писателем. Был пророком, кото­ро­му Бог открыл тай­ны бытия. Моисей рассказывает нам о сотво­ре­нии чело­ве­ка и его грехопадении, о  сотворении мира из ничего и что он не вечен, а вечен один Бог. Моисей является автором  первых пяти книг Библии: Бытия, Исхода, Левита, Второзакония и Чисел (т.н. «Пятикнижие Моисеево»).  Библия повествует о Моисее в книгах Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Упоминается же Моисей еще в книге Иисуса Навина, Псалтири, книгах пророков Исайи, Иеремии и Малахии, в евангелиях от Матфея, Марка, Луки, Иоанна, в Деяниях Апостолов.

В росписи купола находится икона Преображение Господнее, где  Моисей, как великий законодатель, и Илия, как представитель пророков, беседуют с Господом. (Мф.17:1-3, Лк.9:30,31). Моисей так жадно хотел при жизни видеть Бога, и только после воплощения Господа, Моисей смог увидеть Бога, придя из преисподней на Фаворскую гору.

Моисей был косноязычен, то есть заикался, и Господь дал ему в помощь брата его Аарона, который бы говорил вместо него. Ааро́н – († 1445 до Р.Х.) был потомок Левия (Исх. 6:20; Числ.26:59). Моисей получает от Бога повеление посвятить Аарона и его сыновей в священники. Аарон — первый ветхозаветный первосвященник.  Потомки Аарона получили право наследовать первосвященство (Исх.29:29). Священников Израиля называли «домом Аарона» (Пс.117:3).  Предназначение священников и их обязанности, права на жертвоприношения и их обеспечение устанавливаются Самим Богом (Числ.4:18). Во время странствования в пустыне некоторые колена, недовольные избранием  колена Левия на служение Богу, заявляли притязание на такую же привилегию. Чтобы окончательно разрешить спор, решено было прибегнуть к суду Божию. Жезлы всех начальников колен были положены на ночь в скинию.  Утром оказалось, что среди них жезл Аарона дал ростки и расцвёл миндалевидным деревом. Это послужило доказательством богоизбранности левитов в их священном назначении (Чис.17:1-8). В память этого события жезл Аарона оставлен был в скинии, где он покоился как святая реликвия, перед Ковчегом. Этот жезл прообразовал Пресвятую Деву Богородицу.

Она произошла от бесплодных родителей подобно тому, как процвел сухой жезл: «произрастание сухаго жезла указало Израилю предъизбрание   священника; и ныне преславное рождество Девы от безплодной, чудно являет светлое достоинство родивших». (Служба на Рождество Пресвятой Богородицы. Канон, песнь 3).

Еще более чудно, чем прозябение Ааронова жезла, было рождение от Пресвятыя Девы Господа: «прозябе жезл иногда Ааронов, прообразующий, Чистая, Божественное рождество, яко безсеменно зачнеши, и нетленна пребудеши, и по рождестве девствующи явишися, младенца питающи всех Бога». Ааронов жезл, процветший без напоения, прообразовал Пресвятую Деву в том смысле, что Она безмужно и бессеменно родила Цвет Божества, воплощенного Сына Божия. «Дева же есть Жезл, от Которого произошел вечный Цвет – Неискусобрачный Христос», — пишет святой Иоанн Дамаскин. Преподобный Ефрем Сирин указывает: « Прозяб жезл Аронов, и сухое древо принесло плод, тайна сия объясняется ныне, потому что рождает Девственное чрево». На росписи потолка средней части храма изображен Аарон — седовласый, длиннобородый старец, в одеждах первосвященника, с расцветшим жезлом в руках, на голове у него своеобразный головной убор — тюрбан, на груди наперсник с драгоценными камнями, со свитком в руке, где написано: «жезл тя разумех процветший». Аарона вспоминаем в Неделю святых праотец.

Наступило окончание 40-летнего странствования. Народ Израиль, возглавляемый Моисеем, направляющийся в Ханаан, расположился на равнинах Моавитских, при Иордане, против Иерихона. Моавские правители испугались этого громадного количества людей и решили заручиться помощью пророка по имени Валаам. Прорицатель, жил в Месопотамии. Нам почти ничего не известно о его прошлом, кроме разве что одного: у него была такая репутация, что кого он проклянет, тот будет проклят, а кого благословит, тот будет благословен. Моавитяне придумали простой план: нанять Валаама, чтобы он проклял наступавший израильский народ. Царь моавитян Валак отправил к Валааму послов с подарками в руках за волхвование, с такой просьбой: «…Вот народ вышел из Египта, и покрыл лицо земли, и живет он подле меня; итак, приди, прокляни мне народ этот, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли; я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянёшь, тот проклят» (Чис.22:5,6). Валаам вопросил Господа, что ему делать. Бог сказал Валааму: «Не ходи с ними, не проклинай народа этого, ибо он благословен» (Чис.22:12). Однако Валаам не послушался Господа и пошел к моавитянам. Моавитяне, увидев идущего к ним Валаама, сказали ему: «Прокляни,… изреки зло на Израиля». По велению Бога Валаам не проклял израильтян, а трижды благословил их, предсказав им победу над врагами (Чис.22:25). Каждый раз произносил благословение все богаче и все полнее, а третье благословение (Чис.24:1) соединено с удивительным пророчеством о звезде от Иакова и о жезле от Израиля (Чис.24:17-19). Пророк произнес свои самые замечательные слова: «Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! …Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстаёт жезл от Израиля, и разит князей Моава, и сокрушает всех сынов Сифовых.» (Чис.24:5,17-19).  Эти слова Валаама, смотрящего с горы на еврейский народ, о Потомке этого народа, который именуется «звездой» и «жезлом». Валаам предсказывает поражение пригласивших его князей Моава и потомков Сифа, подразумевая здесь сокрушение сил зла, ополчающихся на Царство Мессии.

На росписи потолка средней части храма мы видим пророка Валаама со свитком, где написано: «Возсияет звезда от Иакова, восстанет человек от Израиля» (Числ. 24:17), но в число святых людей он не вошел. Раздосадованный тем, что не получил обещанного вознаграждения от царя Моавитян, Валаам дал дружеский совет Валаку — развратить с помощью женщин израильских мужчин, чтобы Бог Израиля отвернулся от избранного народа. Из-за этой его провокации началась война с Моавом. Валаам был убит, сражаясь с тем самым народом, которого Бог велел ему благословить и возвеличить.

Валаам трижды упоминается в Новом Завете. Он является примером  человека, склонного за мзду неправедную на преступления против Бога и людей. (2Пет.2:15, Иуд.1:11, Откр.2:14). Тертуллиан и Иероним пишут о том, что Валаам имел действительно дар прорицания от Бога, но страсть к наживе помешала воспользоваться Валааму его даром. В песнопениях Православной церкви волхвы, пришедшие поклониться рождению Христа, называются учениками Валаама. А самого Валаама называют в песнопениях «звездочётом».

Через сорок лет странствования Израильтяне вступили в обетованную землю и разделили  ее по жребию между двенадцатью коленами. Народ израильский, окруженный язычниками, часто забывал Бога и начинал поклоняться идолам и предаваться порокам, за это Бог не раз лишал его Своей помощи и предавал во власть соседних языческих народов. Такие несчастия вразумляли израильтян и заставляло вспоминать опять о Боге. И когда они раскаивались, Господь посылал им избавителей, которые освобождали их от врагов и управляли ими. Эти избранники Божии назывались судьями. Всех судей у израильтян было 14.  Одним из них был Гедеон.

Гедеон жил в первой половине 11 века до Рождества Христова. Гедеон был младшим в доме своего отца, и племя его было самым бедным в колене Манассии. Праведный родился в Офре Авиезеровой и жил в Ефрафе в те времена, когда Господь, наказывая Израильский народ за идолопоклонство, предал его в руки мадианитян. (1Пар. 1:32). Ангел Господень явился Гедеону и возвестил, что Господь избрал его, чтобы облечь Духом Святым и спасти Израиль от мадианитян. Поэтому он молил Господа подтвердить это избрание знамением, которое противоречило бы законам природы. Он разложил на земле состриженную с овцы шерсть и просил, чтобы на следующий день роса пала на руно, а земля вокруг осталась сухой. Так и сделалось. Тогда на другой день Гедеон попросил, чтобы роса пала на землю, а руно осталось сухим. Господь исполнил желание Своего служителя. Это было сделано не только для того, чтобы показать Гедеону, что он действительно избран Богом. (Суд.6:36-40).

Все обстоятельства этого чудного события так же имеют отношение к лицу Пресвятой Богородицы. Гумно, в таинственном смысле, знаменовало избранный народ Божий. Руно — Пречистая Дева. «Радуйся, руно одушевленное, еже Гедеон предвиде».

 Руно было орошено росою:  и Пресвятая Дева была обильно орошена благодатью Божией, сошедшей на Нее. «Якоже на руно во чрево Девы сшел еси дождь, Христе». В то же время, язычники и сами Израильтяне были духовно сухими — от зноя суеверия и неверия.

Руно Гедеона было сухо, а земля омочена росою: так и Дева, по рождестве Господа, не потерпела изменения, между тем, как земля увлажилась росою истинной веры. «Якоже на руно сниде без шума с  небесе, Дево, дождь в ложесна Твоя Божественный, и спасе все изсохшее человеческое естество, Пречистая».

Изображение пророка Гедеона мы видим на росписи потолка средней части храма, где он держит свиток с текстом своего пророчества с изображением символа пророчества орошенное росою руно. (аз видех тя яко  отроковица чиста).

Святые отцы указывают и на другое прообразовательное значение чудесного орошения руна. В первом случае, когда роса была на руне, а земля оставалась сухой: это означало, что ранее Израиль, составлявший Церковь Божию, изобиловал Божественной благодатью, тогда как вся земля была суха от бесплодного зноя языческого суеверия.

 Во втором случае, когда земля покрылась росой, а руно осталось сухим: это означало, что, когда роса веры иссохла в сердцах иудеев, отвергших Источник живоносной воды – Христа, языческие народы, приняв слово Евангелия, стали причастны благодатных даров Святого Духа. Таким образом, вся земля оросилась росой веры и даров духовных через Евангельское слово. Руно прообразовало народ иудейский, сухая земля – языческий мир, а роса – всеоживляющую благодать Божию.

Надпись на свитке пророка гласит: «Аще будет роса на руне повсей же земли сухо разумею яко спасеши рукою моею Израиля…» (Суд.6:37).

Получив высшее призвание к избавлению народа, Гедеон с небольшим отрядом в 300 отобранных воинов, сделал удачное ночное нападение на мадианитян, которых было «как саранча и как песка на берегу моря»; в ужасе и ночной суматохе они рубили друг друга, и в беспорядке бежали за Иордан, надолго оставив в покое Ханаан. Слава о победе Гедеона разнеслась по всей стране, Благодарные израильтяне предлагали Гедеону царскую власть, и одновременно сменить форму правления на монархическую; но он отверг эту честь, сказав: Господь да владеет вами (Суд.8:22,23).. Так Гедеон стал судьей Израиля и мирно правил народом в течение 40 лет. Был богат, уважаем, имел много жен. Гедеон дожил до глубокой старости и был похоронен в гробнице своих предков (Суд.8:32). Он оставил после себя 70 сыновей, которые все, за исключением одного, были умерщвлены Авимелехом, сыном его от наложницы, захватившим власть в свои руки. В народе Гедеон получил также прозвание Иероваал, то есть «противоборец Ваалу», за то, что разрушил жертвенник, установленный в честь этого языческого божества, это было первое его действие, как судьи. В Русской Православной Церкви пророк Гедеон поминается только в Неделю святых праотец.

(продолжение следует)

Количество просмотров: (447)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *