
Богоявленский храм
Краеведение — наука слоистая, и слои эти хоть и культурные, но сродни все же не археологическим, где при раскопках неизбежна строгая последовательность веков. Хочешь попасть в 17-й век, сними слой (раскопай) 20-го, 19-го и т.д. А краеведение — живая книга — листай ее страницы, в каком хочешь порядке. И еще краеведение — это живые люди, пусть и давно ушедшие, но оставившие свой духовный и материальный след «в пароходах, строчках и других добрых делах» — в ими возведенных зданиях, ими написанных трудах, книгах, собранных коллекциях произведений искусства, выигранных сражениях. Люди помнят о людях по делам их.
И улица Кутузова может нам очень много рассказать прежде всего о людях. Она, эта улица, купеческая в прошлом. И купцы Демидовы, Зюзины, Чистоклетовы, Кольцовы, Носовы, Карасевы, Билибины строили на ней (и не только) свои дома. Строили, потом перекупали их друг у друга, строили церкви уже для всех.
Так, Карасев строит Ильинский храм, Торубаев Богоявленский, строится он по проекту архитектора Соколова, который пришел на смену знаменитым П.Р. Никитину и Ясныгину. Впрочем, и знаменит он был не менее, а уж богат поболее.
Улицу Кутузова, Ильинскую/Богоявленскую можно назвать центром церковной Калуги. Улица длиной в две троллейбусные остановки, а на ней в прошлом было пять церквей.
С удивлением узнаем, что церковь Косьмы и Дамиана, правда в 18 веке, тоже была на этой улице, размещалась она около кузниц, ведь святые эти были покровителями кузнецов, да и район этот так и назывался — «за кузницами». Она была перенесена в другую часть Калуги, где и сегодня возвышаются ее прекрасные пышные барочные формы.
На ее месте в 20 веке в связи с революционными событиями был установлен памятник местному революционеру Вилонову и революционерке, правда, уже международного масштаба, Кларе Цеткин. Но по иронии судьбы, как исторический хлам, в девяностые годы их сдали на металлолом безработные жертвы нашей последней революции, уже девяностых годов. Осталась красиво оформленная площадка и каменная скрижаль на ней с совсем неактуальными и непровидческими словами Ленина.
Есть на этой улице Кутузова дом под номером 9. В настоящее время вид его довольно непригляден. Дом как дом, пройдешь и не обернешься. Но дом этот, что называется, имеет длинный «послужной список». В середине 18 века где-то неподалеку были здесь мясные ряды, в коих торговал своей продукцией Афанасий Зюзин. Сын его на старом фундаменте возвел двухэтажный дом. Затем он по наследству перешел к купцам Чистоклетовым, которые в 1883 году продали его врачу Васильеву, брату известного калужского коллекционера. В нем в начале бурных советских лет располагался кинематограф, он несколько раз горел, был заброшен, а в 1929 году был надстроен третий этаж, и дом приобрел свой современный неприглядный вид.
Но чем он дорог калужанам, с трепетом относящимся к прошлому своего города, так это тем, что в нем провела лучшие годы своей жизни замечательный наш краевед Генриетта Михайловна Морозова, автор знаменитых «Прогулок по старой Калуге». Много тайн, запрятанных в веках, раскрыла Генриетта Михайловна. Кстати, улицу Кутузова она в шутку называла Кутузиркой. А еще ее называли Тульской, Спасской, Торубаевской, Ильинской, Богоявленской.
Генриетта Михайловна Морозова и её книга «Прогулки по старой Калуги»
А совсем недавно была раскрыта еще одна тайна, связанная с визитом императрицы Екатерины в Калугу. История этой улицы уходит в седую глубь веков. Собственно она — часть когда-то проходившего здесь Тульского тракта.
А именно этим путем следовала в Калугу государыня, которая и дала провинциальной Калуге солидный статус губернского города, правда, в составе Тульского наместничества. Но сам наместник очень любил Калугу и жить предпочитал здесь.

Московские ворота
Екатерина была приятно удивлена богатствами Калуги и теплым приемом, который ей был оказан калужанами. Но осталась историческая закавыка, над которой долгое время ломали голову въедливые краеведы. Запамятовали как-то калужане, кто из купцов предоставил ей ночлег. Считалось, что Демидов, один из богатейших купцов Калуги. А историк Виталий Бессонов, директор краеведческого музея, доказал, что не у Демидова, а у купца Карасева, того самого, что Ильинский храм в камне восстановил, и останавливалась русская императрица.
Но приключения на улице Кутузова этим не заканчиваются. Оказывается, что Екатерина въезжала в Калугу через Московские ворота. Те самые, что были установлены на улице Ямской, ныне Ленина. Опять загадка. Но впервые в Калуге Московские ворота были построены именно на Тульском тракте по поводу встречи Екатерины Второй. А уже потом в окончательном пышном своем варианте они и вошли в историю Калуги стоящими на дореволюционной Ямской.
Мы уже час ходим по улице Кутузова, позади здание Городской управы, дом Носовых, купцов, которые как-то потеряли интерес к своему дому, может, и потому, что там размещались пленные французы.
Много заставили они поволноваться жителей Калуги, которая стала центром сбора калужского ополчения. Калуга в те страшные дни жила под девизом «Все для фронта, все для победы». Купец Торубаев, он же городской голова, организовывал поставку в армию провианта и фуража. Калужане щедро жертвовали немалые суммы для защитников Отечества. Другие же усердно молились перед иконой Божией Матери «Калужская». Кстати, один из четырех дней празднования иконы и связан с чудесным избавлением города от французского нашествия.
А между тем выясняется, что на улице Кутузова как раз и был храм во имя Калужской иконы Божией Матери.
Проходим немного вперед по Богоявленской улице в торубаевскую ее часть. Здесь застраивались купцы начиная с 18 века. Одна из таких построек — красивейшая купеческая усадьба. В конце 19 века, а именно в 1882 году, Калужская епархия выкупила этот дом под зимнюю резиденцию калужских епископов. И все получило новое свое устроение. С этого времени на территории бывшей усадьбы Торубаевых будет действовать Архиерейский дом, пристроенный храм в честь Калужской иконы Божией Матери и флигель, где разместится школа певчих.
Справа храм в честь Калужской иконы Божией Матери, слева пятый на этой улице храм- Спаса на Жировке, построенный купцами Рыжовыми. Разобран в 1932 году.
В наше время этот прекрасный архитектурный комплекс принадлежит министерству образования, и располагается там музучилище (бывший храм), а в архиерейском доме функционирует медицинский колледж).

Бывший ахиерейский дом. В настоящее время — медицинское училище.

Все, что осталось от храма в честь Калужской иконы Божией Матери
К началу 20 века купеческая Калуга уступает место новым прорывным именам, принадлежащим уже к интеллигенции. И теперь уже в жизнь улицы приходят учебные заведения. Это и женское епархиальное училище, где преподавал физику математику Циолковский, и реальное училище Шахмагонова (впоследствии 1-я школа-интернат), в котором учился наш земляк, ученый с мировым именем А. Чижевский. Оба — основоположники философии космизма.
Бывшее женское епархиальное училище, ныне школа №9 им. К.Э. Циалковского
А.Чижевский и реальное училище Шахмагонова, в котором учился будущий ученый
Женское епархиальное училище, сегодняшняя школа № 9 им. Циолковского — это многосложный памятник времени. В 1744 году там размещалась полотняная и парусная фабрика Торубаевых, она действовала и в 19 веке, а в 1879 году там открывается женское епархиальное училище, ученицы школы стали известными учителями, врачами, библиотекарями, учеными. В первые годы советской власти в этом здание был губвоенкомат. А вот дом, который принадлежал в 19 веке семье Билибиных (с середины 19 века они держали там магазин золотых и серебряных изделий), известен тем, что там жил врач В.И. Земблинов.

Дом Билибиных, в котором жил врач Зимблинов
Но эта сторона улицы в плане сохранности памятников выглядит вполне благополучно. А вот противоположной явно не повезло. Многие дома находятся на грани исчезновения. Так, разрушается и гибнет дом, расположенный как раз напротив дома Билибиных и являющийся его зеркальным отражением. Он тоже принадлежал Билибиным, теперь в нем находится приют бомжей.
А вот дому купцов Чистоклетовых, находящемуся на одной из калужских стрелок улиц Кутузова, Воскресенской, Вилонова и построенному в стиле классицизма, повезло больше, хотя нечтоже сумняшася и его отреставрировали в новодельском стиле.
Как ни печально думать, но идет, как считают краеведы, сознательное уничтожение культурной среды, а значит, и памяти о своем городе.
И еще парадокс: на улице пяти церквей стоит лишь одна разрушающаяся Богоявленская, построенная Торубаевыми. Ушли в небытие Ильинская, Спаса-на-Жировке купцами Рыжовыми построенная, от храма при архиерейском доме осталась апсида, а в храме Иоанна Предтечи, но это на Московской, наоборот обрезали апсиду. Такой вот наблюдается в Калуге градостроительный вандализм. Вы скажете, что старое уступает дорогу новому? Но какому! Взгляните на «сторожевую» башню перед зданием прокуратуры. Может быть, не было необходимости сносить и уничтожать строения купцов Кушинниковых?
Количество просмотров: (914)