Преподобный Иосиф Волоцкий (Волоколамский), игумен.
Православные калужане 31 июля, на День празднования Калужской иконы Божией Матери, отмечают День Собора Калужских святых. Среди них – святители, преподобные, мученики, праведные, подвижники, прославившиеся на нашей земле начиная с XII века и до XX века.
В Собор Калужских святых вошел преподобный Иосиф Волоцкий. Этот святой почитается как богослов, отстоявший неприкосновенность догматов православной веры.
Александр, Саня так звали его прадеда. Он прибыл на Русь из Литвы и осел в Волоколамском княжестве в деревне Спировской, сегодня Спирово, ставшей их родовой вотчиной. Так начался род бояр Саниных. Будущий преподобный был старший сын в семье, в крещении назван Иоанном, родился 12 ноября 1440 года в семье благочестивых родителей. Семилетним отроком Иоанн был отдан в обучение иноку Крестовоздвиженского Волоколамского монастыря старцу Арсению. Иоанн обладал колоссальной памятью. Через год обучения знал наизусть Псалтырь, а на другой год изучил Священное Писание. И вскоре Иоанн был в церкви и чтец и певец. В двадцать лет, презрев мирскую суету, Иоанн избрал путь монашеской жизни. По благословению старца Тверского Саввина монастыря Варсонофия он удалился в Боровск, в обитель преподобного Пафнутия, который постриг его в иночество с именем Иосифа. Вскоре в этот монастырь пришли и приняли постриг его отец, два младших брата и два племянника. Отец Иосифа был поражен тяжелой болезнью, его парализовало. Преподобный Пафнутий постриг его в иночество с именем Иоанникия и поручил заботам сына, который ухаживал за ним в течение пятнадцати лет, до самой его кончины, был для своего папы и слугой и учителем и опорой. Мать Иосифа тоже постриглась и стала монахиней Мариной в женском Волокаламском монастыре.
Благодать Божия преизобильно излилась на род Саниных. Среди ближайшей родни Иосифа насчитывается четырнадцать мужских имен монашествующих (и лишь одно мирское) и четыре женских – все монашеские. Ростовский архиепископ Вассиан – родной брат Иосифа. Другой брат стал епископом Тверским Акакием, два племянника, Досифей и Вассиан (Топорковы), стали иконописцами и совместно со знаменитым Дионисием, учеником преподобного Андрея Рублева, расписывали церковь Валаамского монастыря.
Восемнадцать лет провел Иосиф в абсолютном послушании у преподобного Пафнутия. Иосиф был ростом выше 170 см., по тем временам рост вполне богатырский. Безупречно нес возложенные на него тяжелые послушания в поварне, мельнице, пекарне, больнице, в строительстве, таскал тяжелые бревна, камни делал все то, что требовало большой физической силы. К тому же он выделялся из братии великолепным знанием церковных служб и певческими способностями. Преподобный Пафнутий приблизил Иосифа к себе, он был его келейником, и одним из выдающихся учеников. По смерти своего учителя, преподобного Пафнутия в 1477 г. игуменом монастыря, по настоянию Великого князя Иоанна III, избирают Иосифа. Ему было 38 лет, и некоторым почтенным инокам по возрасту годился в ученики.
Но вскоре игумен Иосиф покинул монастырь.
Причиной, возможно, стал конфликт с Великим князем, который считал для себя позволительным вмешиваться в монастырские дела, наместники которого разоряли и продавали монастырских крестьян в крепостные или отдавались в холопы. С XI века до середины XVIII века монастырские крестьяне находились во владении Церкви. Положение крестьян было схоже с положением обычных крепостных. Они платили налоги государству, а барщину и оброк – монастырю, который выступал их хозяином. Иосиф, как игумен заступился.
Другой причиной ухода игумена Иосифа из монастыря, возможно, было его желание ввести в монастыре строгий общежительный устав. Это многим это не нравилось, в том числе, старожилам монастыря, которые давно были в монашеском постриге, привыкли к тем обычаям и порядкам, и многие из братии отказывались принять строгий чин общежития.
Преподобный Иосиф оставил монастырь и предпринял путешествие по северным русским обителям в поисках должного устроения иноческой жизни, которое продолжалось около года. Он жил то в одном, то в другом монастыре под видом ученика некоего старца, чтобы ни кто не мог опознать в нем игумена. Но манеры и грамотная речь быстро выдавали его. Он знакомился с порядками, которые там царили, как была устроена жизнь братии. Иосиф давно вынашивал план по организации своего монастыря. Порядок, какой он желал учредить в своем братстве, преподобный нашел в Кирилло-Белоезерской обители, где в полноте и строгости бережно сохранялся общежительный устав, заповеданный преподобным Кириллом.

Фрагмент росписи алтаря придела преподобного Серафима Саровского.
Преподобный Иосиф задумал основать новую обитель в безлюдном, нетронутом месте. Воплотить свои планы решил на малой родине, где у него была отцовская вотчина, и где можно было заручиться поддержкой местного князя. Так он вернулся в Волоцкие земли, обрел место на реке Струге, в 18 км от города Волока Ламского. Место для будущего храма было указано свыше. Среди ясного неба в землю ударила молния. Преподобный Иосиф принял это как Божие знамение. Монастырь нужно строить здесь, и в 1479 году с немногими единомышленными ему братиями основал общежительный монастырь. Волоколамский князь Борис Васильевич, родной брат Иоанна III, благоволил к святому и был первым жертвователем, другом и соратником преподобного Иосифа. Постепенно вокруг духоносного наставника собралось множество братии.

Современный вид монастыря. Фото с сайта Иосифо-Волоцкого монастыря.
Преподобный Иосиф устроил строгое и совершенное общежитие. Все подвиги предпринимались не самовольно, но с благословения настоятеля. Основой жизни в обители было отсечение своей воли, полное нестяжание (не привязанность к материальным благам), непрестанный труд и молитва. Все у братии было общим: одежда, обувь, пища, питие; без благословения настоятеля никто не мог взять в келью ни одной вещи; никто не должен был пить или есть отдельно от других. Пища была самая простая, все носили худые одежды, у дверей келий не было запоров. Кроме обычного монашеского правила, каждый инок творил до тысячи и более поклонов в день. К божественной службе являлись по первому благовесту, и каждый занимал в храме строго определенное место; переходить с места на место и разговаривать во время службы запрещалось. В свободное от службы время иноки участвовали в общих работах или в своих кельях занимались рукоделием. Святой Иосиф делал исключение только для немощных и старых, уча братию оставлять собственные послушания и приходить им на помощь. Он говорил, что важнее хранить Божию заповедь о любви, чем блюсти всякую заповедь человеческую.
Среди прочих трудов в монастыре уделялось большое внимание переписке богослужебных и святоотеческих книг. Обязательной была ежевечерняя исповедь с откровением помыслов своему духовному отцу. После повечерия всякое общение между монахами прекращалось, все расходились по своим кельям. Ночью тайно обходил он кельи, чтобы видеть, кто чем занимается, и если слышал где разговор после повечерия, то ударял в окно, показывая свой надзор. Большая часть ночи проходила в молитве, сну предавались лишь на короткое время, многие — сидя или стоя. Женщинам и детям вход в монастырь был строго воспрещен, а братии не позволялось даже беседовать с ними. Подчиняясь этому правилу, сам преподобный Иосиф отказал в свидании своей престарелой матери-инокине.
Сам Иосиф во всем был примером для братии: прежде всех приходил в храм, пел и читал на клиросе, говорил поучения и после всех выходил из храма, трудился наравне со всеми, ночи пребывал на молитве. Он носил простую рясу, обходился без келейника и почти никогда не покидал монастырь. При преподобном Иосифе был вырыт огромный пруд, в нем монахи стирали свою одежду.
Его не видели никогда дряблым или изнемогающим, всегда лицо его было светло, отражая душевную чистоту. Иосиф Волоцкий был духовным отцом многих бояр и благочестивых мирян. Когда молодой князь Иоанн Рузский (сын Иоанна III) умер, не успев, причастится, преподобный воскресил его молитвой, исповедал, причастил Святых Таин – и тогда князь Иоанн обрел вечное упокоение. Святой Иосиф удостоился дара пророчества и за год до смерти предсказал поражение московских войск от польско-литовской коалиции в битве при Орше в 1514 году.
Благодаря высокому происхождению Иосифа и славе о его святой жизни зажиточные князья жаловали монастырю и земли и деревни. Всего за время его игуменства обитель получила двадцать семь земельных вкладов. Иосиф сумел устроить большое и хорошо организованное хозяйство. Монастырь превратился в крупную хозяйственную единицу. Это отражалось не только на внешности самого монастыря, где были прекрасные храмы, украшенные трудами лучших мастеров, было богатейшее собрание книг, икон. С 2009 года преподобный Иосиф Волоцкий является покровителем православного предпринимательства и хозяйствования.
Крупные пожертвования знатных особ, доходное хозяйство позволяло монастырю развернуть широкую благотворительность. Каждый день на трапезе в обители кормились 600 — 700 человек. Здесь строго соблюдалось указание игумена, чтобы из монастыря никто не ушел не накормленный. Для неимущих и больных был построен возле монастыря особый двор, названный Богородичным. Для детей, которых подкидывали к стенам обители, организовали приют.
У быстрого роста монастыря была еще одна причина. Игумен Иосиф разработал уникальную систему поминания усопших, в которой размер вклада точно соответствовал количеству поминальных служб. С вкладчиком, который передавал монастырю земли или крупную сумму денег, заключался поминальный ряд или договор, в котором строго оговаривалось количество церковных служб, согласно вкладу. Расписывались суммы по годам, Иосиф впервые ввел в практику, сколько рублей — столько и лет. Если человек передавал десять рублей, поминали десять лет, с пятидесяти рублей поминали вечно.
Деятельность Иосифа Волоцкого выходила далеко за пределы его обители. В этот важный исторический период собирания русских земель вокруг единого политического центра преподобный Иосиф выступил в поддержку стремления московских князей к созданию единого Русского государства. Это выразилось в переходе преподобного от князя Волоцкого на сторону князя Московского. Такая позиция обеспечивала поддержку Волоцкому монастырю сначала со стороны московского князя Василия III, а затем царей Иоанна Грозного, Михаила и Алексея Романовых. Правда тут мог сыграть свою роль и другой фактор: монастырь служил важным оборонительным сооружением на северных подступах к Москве. Но к середине XVII века эта функция монастыря отпала.

Фрагмент росписи алтаря придела преподобного Серафима Саровского.
В 1503 году в Кремле проходил церковный Собор, на нем решался вопрос государственной важности — можно ли забирать у монастырей их земли, чтобы пополнить обедневшую казну. Как митрополичьи, так и епископские кафедры обладали землей. Земельные владения сформировались постепенно из дарственных и завещанных участков. В силу ханских привилегий и грамот князей церковные земли не платили государственных податей и были освобождены от уплаты дани татарам. Монастыри, владевшие землями, получали возможность не только быть центрами просвещения, книгоиздания, но и питать окрестное население в голодные годы, содержать убогих, увечных, больных, помогать странникам и нуждающимся.
На Соборе разгорелся спор двух противоположных партий иосифлян и «нестяжателей». Собор стал состязанием двух лидеров Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. Роль судьи выполнял царь Иоанн III. Нил Сорский доказывал, что монастыри владеть обширными вотчинами не должны, поскольку монахи дают обет нестяжания, а значит, никакой крупной собственности у них быть не может. Иосиф Волоцкий выступил с другой позиции. Конечно, монахи не должны ничего иметь, но монастыри должны быть хорошо обеспечены, иначе туда не будут приходить новые иноки, особенно из благородных сословий. А значит, не будет грамотных и авторитетных архиереев, сама Церковь потеряет свое влияние в обществе. Сам Иосиф не был стяжателем, у него в кельи не было ничего, это был настоящий бедный монах – молитвенник. Многочисленные владения должны служить благу Церкви и бедных, и в этом случае богатство уже не является стяжательством, но становится общим благом всей Церкви.
Хотя взгляды Нила и Иосифа на церковную собственность не совпадали, в главном — следованию за Христом они были едины. И оба будут прославлены в лике святых. Это два направления жизни монастырей. И сейчас существуют городские богатые монастыри, которые преображают городских людей, работают с молодежью и т.д. И есть уединенные скиты и кельи, где подвизаются никому не ведомые подвижники, молитвами которых держатся весь мир.
К самому Нилу Сорскому Иосиф Волоцкий относился с большим уважением и почтением. В Российской национальной библиотеке в Петербурге хранится уникальная рукопись сочинение Иосифа Волоцкого переписанная Нилом Сорским. Конфликта между этими святыми не было.
Исход Собора решила внезапная болезнь Иоанна III: у него отняло руку, ногу и глаз. Видимо случился инсульт. После этого Собор закрылся, и монастыри остались при своих владениях.
Преподобный Иосиф Волоцкий сыграл важнейшую роль в становлении русского православия и, по сути, спасении русского государства в XVI веке. Величайшим подвигом преподобного Иосифа Волоцкого была его борьба против ереси жидовствующих, которое получила свое название из-за предполагаемой связи ее с иудаизмом. Это было лжеучение. Образ жидовствующих – это современный образ пятой колонны, т.е. внутренний противник. Это тайное общество, люди помраченные лжеучением, которые имели некоторые политические устремления, политические задачи. Россия очень большая страна, потому во все времена на нее были очень большие внешние притязания. Так было, есть и будет. Для того, чтобы захватить государство есть два способа: военное вмешательство или более изощренный и незаметный – это посеять смуту внутри страны, заразное идеологическое зерно, которое будет медленно, но верно прорастать, подрывая и уничтожая устои и традиции государства и через два поколения даст свои гнилые плоды, что мы сейчас видим в Малороссии, на Балканах, да и в самой России. В обществе начнется раскол. Общество начнет делиться на тех которые сохраняют старую веру и которые приняли новую веру, т.е. возникнет ситуация гражданской войны. Церковь является объединяющим фактором любого государства, тем более в средневековье.
Ересь зародилась в Новгороде, и еще называлась новгородская. В 1470 году в Новгород со свитой Литовского князя из Киева прибыл иудейский проповедник по имени Схария. Человек, владевший несколькими языками, разбиравшийся в астрологии, в оккультных и изотерических учениях. Насадив ересь, удалился, чтобы не привлекать к себе внимание народа и властей. Это был идеологический агент, и такие люди периодически поставлялись на Руси с целью разрушения идеологических основ государства.
Ересь эта имела поистине всеохватный характер: она затрагивала все стороны вероучения. Учение еретиков сводилось к полному искажению основ русской духовной жизни: отрицанию Божественной природы Иисуса Христа, Его Воплощение и Воскресение, отрицали Второе славное Пришествие Христово и Его Страшный Суд. Отрицали триединство Бога, почитание святых, иконопись. Не признавали они и всеобщего воскресения мертвых. Еретики отвергали апостольские и святоотеческие писания, учили соблюдать закон Моисеев, хранить субботу и праздновать иудейскую пасху. Они отрицали церковные таинства, иерархию, посты, праздники, храмы, предметы службы и обряды. Особенно ненавидели и хулили они монашество. Более эффективного оружия для разрушения православия, семейного и государственного уклада христианского общества на Руси трудно было придумать.
Люди, посвященные в тот или иной сан, перешли на позиции этого еретического учения. Знакомство Схарии с колдовским искусством может объяснить и его быстрый успех в совращении двух православных иереев — попов Дионисия и Алексея. В 1480 году Великий князь Иоанн III взял Дионисия и Алексея в Москву, где протопоп Алексей стал служить в Успенском соборе, а поп Дионисий в Архангельском соборе Кремля. Их образованность и внешнее благочестие обеспечили им высокие назначения. Иоанн III ратовал за то, чтобы в нашем отечестве появлялись бы богословы, ученые священники и таких учителей он выдел в лице этих священников.
Так ересь быстро перешла за пределы новгородской земли и достигла Москвы. Эта ересь завладела умами множества людей самых разных сословий и состояний, проникла к самым вершинам церковной и государственной власти, так что и митрополит московский Зосима был заражен этой ересью. Еще чуть- чуть и великий князь сделался бы еретиком.
Губительное лжеучение, быстро распространяясь, в то же время долго оставалось сокрытым от духовных и мирских властей: ведь тайный характер исповедания, ложные клятвы, запирательство, лицемерие были принципиальными методами еретиков. Это не было открытым насаждением и проповедью иудейской религии; превращение выросшего в православной вере человека в еретика, отвергающего все основы христианства, происходило постепенно и незаметно. Жидовствующие ругались над Честным Крестом, святыми иконами и мощами. Продолжением этого глумления над всем святым были блуд и разврат. Жидовствующие священники совершали Божественную Литургию, наевшись и напившись, после блуда, кощунственно ругались над Святым Телом и Честной Кровью Христовой и совершали другие осквернения.
Самый первый с ересью начал бороться архиепископ Новгородский Геннадий. Он устроил розыск, оказалось, что эта ересь уже долгое время тайно живет. Он был встревожен теми странностями, которые стали проявляться в обиходе новгородских монахов. Они перестали причащаться, оскверняли иконы, и начали вытворять вещи не свойственные им. Архиепископ с тревожными письмами обратился к митрополиту, нескольким епископам, поведал это и Иосифу Волоцкому. Вот именно он и стал ключевой фигурой в борьбе с ересью, потому что остальные не рискнули вступать в открытую борьбу или были тайными приверженцами ее.
Преподобный Иосиф Волоцкий не мог остаться равнодушным к явным искажениям истинной веры. Он не побоялся идти против еретиков, в том числе и столичных архиереев. Ожесточенная публичная полемика Иосифа с московским митрополитом Зосимой, еретиком, и стоявшим за его спиной Великим князем не знала примеров в истории Русской Церкви. Преподобный Иосиф отстаивал позицию, рискуя впасть в немилость у Иоанна III.
Встречи и личные беседы между преподобным Иосифом Волоцким и Великим князем документально подтверждены, преподобный был в Кремле, его с почетом принимал Великий князь, между ними состоялись беседы, в которых преподобный убедил Иоанна III взять дело разгрома этой опасной ереси в свои руки. В 1503 г. Иоанн III покаялся в прежней слабости к еретикам и просил у духовных лиц прощения. Еретики были осуждены на церковном Соборе, самые опасные из них были сожжены в Москве, другие отправлены в заточение в монастыри. Собор 1504 года определил внести анафему еретикам в чин Торжества Православия.
Казало бы, что ересь упразднена, и должна окончить свое существование. Но это не произошло. Многие из тех, кто внешне покаялись, внутри оставались приверженцы этой ереси. Когда Великий князь воздвиг гонение на еретиков, тогда многие из них бежали из Москвы в разные отдаленные уголки страны, неся с собой лжеучение, и там образовывали мелкие секты. Хотя многие из еретиков официально наименовались православными христианами и вели благочестивый образ жизни, но истинные их дела являлись исполнением того еретического духа который скрывался в недрах их сердец.
Весь многолетний процесс обличения еретиков, пытавшихся исказить основы русской духовной жизни, Иосиф Волоцкий описал в своих сочинениях, которые год за годом превращались в фундаментальную книгу, получившую впоследствии название «Просветитель». Сам же Иосиф Волоцкий скромно называл свой великий труд «тетрадкой».
Его книга является учебником по догматическому богословию. Писаний святых отцов практически не было, да и люди в основном были не грамотные. Когда возникла ересь, появилась необходимость в том, чтобы объяснить людям, растолковать основные догматические положения православия. Иосиф Волоцкий эту миссию блестяще выполнил. «Просветитель» — полемическая книга, Иосиф Волоцкий спорит с жидовствующими. Опровергая их, преподобный Иосиф коснулся всех важнейших сторон вероучения. «Просветитель» собрал в единое целое, фрагменты Священного Писания и святоотеческих творений, эпизоды из житий святых и из истории Церкви. Его книга «Просветитель» была первым серьезным православным сочинением, написанным на русском языке. Она не утратила своего значения, и сегодня, потому что там обсуждаются вопросы интересные для современного человека — и догматические и апологические и полемические вопросы. Сегодня оригинал труда «Просветитель» находится в научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки.
Церковь наша, тревожимая еретиками и раздираемая раскольниками, нуждается в твердом оружии против них. Таким оружием и является слово преподобного Иосифа Волоцкого, который в своем «Просветителе» не только разоблачил конкретную ересь XV века, но, защищая православие, дал образец подхода к любому не православному учению, — будут ли это латиняне, протестанты, экстрасенсы или любое проявление «нового религиозного сознания».
В последние годы жизни преподобный Иосиф тяжело болел, он ослеп и почти не ходил. И все-таки таким угасающим, он смог послужить людям. В 1515 году в Волоколамских землях начался страшный голод. Жители сел и деревень, оставшись без крошки хлеба, толпами шли к монастырю. У стен обители собиралось до 1000 человек. Игумен Иосиф велел кормить всех. И так продолжалось изо дня день несколько месяцев подряд. Монахи даже стали роптать на игумена. Преподобный Иосиф Волоцкий совершил настоящий подвиг доброго христианина, отдал последнее для спасения ближнего. Тот, кого не редко упрекают в стяжательстве, на самом деле был верен Христу до конца, и накануне перехода в вечность показал еще один пример истинной жертвенной любви.
Чтобы сохранить заведенный в монастыре порядок, он составил Устав, основанный на писаниях святых отцов. Этот Устав впоследствии стал образцом для устройства других монашеских общин и руководства для епископов. Учение святого Иосифа легло в основу официальной позиции Русской Церкви в отношении церковного имущества, значимости священных обрядов и роли православного царя как защитника Церкви.
Преподобный Иосиф отошел к Господу на 76-м году жизни, 9 сентября 1515 года, незадолго до кончины приняв великую схиму. Он был похоронен в церкви своего монастыря, и у его гробницы совершались многочисленные чудеса.

Мощи преподобного Иосифа.
Общецерковное почитание святого установлено в 1591 году, при патриархе Иове. Многие из учеников и последователей преподобного Иосифа Волоцкого также вошли в лик российских святых, были архипастырями Русской Церкви; сам монастырь стал центром духовного просвещения на многие столетия. Благодаря преподобному в монастыре собрана крупнейшая рукописная библиотека. В Иосифо-Волоцком монастыре есть первый и единственный в России музей Библии, где находятся уникальные, не имеющее аналогов в России, собрания рукописных и старопечатных книг. Центральным экспонатом является уникальный подлинник Острожской Библии — первой печатной Библии на Руси, изданной диаконом Иваном Федоровым в 1581 году. Есть в музее совсем неожиданные издания, например, с иллюстрациями библейских сюжетов Сальвадора Дали. Оказывается, он был одним из крупнейших иллюстраторов Библии XX столетия, автор ста пяти работ к Священному писанию.
В Смутное время (1603-1615) монастырь был разорен поляками и восстановлен в конце XVII века. В 1920 году советская власть закрыла обитель. В 1941 году здесь велись боевые действия, стояли немецкие войска, потом разрушение обители продолжалось. За покосившимися и проломленными монастырскими стенами держали скот. В иноческом некрополе, прямо на могилах стояли трактора.
В 1989 году обитель вернули Церкви, а в 2001 году во время раскопок фундамента древнего собора археологи нашли настоящее сокровище — мощи преподобного Иосифа Волоцкого. Мощи пролежали под спудом почти пять веков. Антропологи несколько месяцев исследовали найденные останки и пришли к выводу, что они действительно принадлежат святому, жившему в XV столетии. Ученые обнаружили особые костные мозоли, которые образовались от ношения тяжелых вериг, которые представляют собой массивные металлические цепи, кресты и пластины.

Вериги.
Преподобный Иосиф носил их тайно, никто из братии не догадывался об этом ежедневном подвиге игумена, а обнаружили их после его смерти, когда тело готовили к погребению. Сделали спектральный анализ мощей и вериг, и оказалось, что микроэлементы металла вериг находятся в косточках преподобного Иосифа. Пятнадцати килограммовые вериги он носил на голое тело, и они врастали в тело, повреждая его. У раки со святыми мощами в особом деревянном киоте хранятся вериги преподобного Иосифа Волоцкого, которые являются безмолвными свидетелями иноческих подвигов основателя монастыря.
Память преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца празднуется 9/22 сентября,18/31 октября обретение мощей, в соборах Московских, Тверских и Калужских святых.
Материал подготовила Егорова Раиса Константиновна.
Количество просмотров: (132)