Март месяц в России посвящен православной книге. Я остановила свое внимание на «Хрониках Нарнии» христианского писателя Клайва Льюиса. Но мне, как руководителю православного киноклуба «Сорок сороков» при Успенском храме Калуги, должны быть прежде всего интересны фильмы по его знаменитым «Хроникам». И в данном случае, а показ фильма в нашем центре состоялся 9 марта, у меня была счастливая возможность поговорить сразу о двух видах искусства – литературном произведении и фильме, сделанном по этому произведению. Но удивительное дело, смотришь замечательный, сделанный с большим вкусом фильм, а думаешь больше не о его создателях, а о создателе чудесного литературного текста – английском писателе, известном всему христианскому миру Клайве Льюисе.
Добротная литературная основа, рожденная очаровательной фантазией писателя, являет нам причудливый сказочный мир – страну Нарнию, в которой действуют и античные персонажи, и звери, и современные дети, и герои известных литературных сказок. В общем, все вроде бы в духе такого привычного для современного читателя, да и зрителя тоже, жанра фэнтези. И везде, опять же по закону жанра, в конце всех бесконечных перипетий сюжета добро предсказуемо побеждает зло. А еще все в фэнтези держатся на магической подкладке. Магия – основной закон, действующий на просторах таких фантазийных миров.
Вот и у Клайва Льюиса в его повести-хронике «Лев, колдунья и платяной шкаф», и в одноименном американском фильме той поры, когда Америка еще нравственно не пала, добро должно победить зло.
Но в нашем случае это не главный вывод, хотя и здесь оно побеждает. Наш фильм и его литературная первооснова разительным образом отличаются от подобных прочих произведений.
«Лев, колдунья и платяной шкаф» – это одна из частей «Хроник Нарнии», страны, которая была сотворена песней. А это прямая отсылка к Библии, к Создателю, который творит мир словом.
Клайв Льюис в своем многочастном христианском произведении идет по очень опасной грани, за которой живут и действуют языческие персонажи, а мифическое зло уповает на «древнюю магию». Но в его произведении все так органично, что мы не видим пресловутых белых ниток, а видим нечто другое, столь дорогое христианскому сердцу.
Как-то писатель Валентин Катаев под разными прозвищами рассказал нам о своих собратьях по литературному цеху в знаменитом произведении «Алмазный мой венец». И читатель восьмидесятых годов прошлого века с увлечением разгадывал литературные загадки.
Вот такими же загадками-аллегориями наполнил Клайв Льюис свои «Хроники Нарнии», этими же загадками изобилует и фильм «Лев, колдунья и платяной шкаф», и зритель вовлекается в эту игру отгадывания или радостного узнавания евангельских сюжетов. Лев, он и царь зверей, но и Спаситель. Писатель здесь шел все-таки не от традиционного понимания: лев – царь зверей, а от текста в Библии, где говорится о том, что лев – символ рода Иудова, из которого происходит и Господь наш Иисус Христос. А картины ада ( царство колдуньи) и рая (мир Льва Аслана ) или девочки, оплакивающие смерть Аслана, это ведь жены мироносицы, а их братья Петер и Эдмунд – ученики Спасителя Петр и Иуда. И ведут они себя вполне узнаваемо: один сомневается, а другой предает за коробку рахат-лукума. Все ясно, все прозрачно, все узнаваемо.
Но есть, пожалуй, одно «темное» или не совсем ясное место: «древняя магия», на которую так уповает колдунья в своем желании навсегда избавиться от Аслана.
За этой «древней магией», ну какое фэнтези без магии! читается древнее проклятие Бога, сказанное змею искусителю и говорящее о том, что семя жены поразит его в голову, а он будет жалить его в пяту. Это называется Первоевангелием, и гласит оно об искупительной жертве Сына Божия, который, родившись от Пречистой Девы Марии, будучи Богом, стал человеком, таким, как мы, но только безгрешным, стал человеком, чтобы победить смерть ценой своей невинной крови. И Аслан, подобно Христу, жертвует собой ради спасения Эдмунда. Но когда неповинный ни в чем Аслан, приносит себя в жертву, Жертвенный Стол рушится, и Аслан воскресает. Вот такая параллель с Евангелием и древним обетованием – обещанием спасения всего человечества.
Во время обсуждения фильма была высказана мысль о том, что вряд ли нужно выискивать аналогии и искать параллельные места со Священным Писанием. Ведь главное, что добро побеждает зло. Но для любого православного сердца отрадно видеть в образах и сюжетах фильма и его литературной первоосновы образы и сюжеты Священного Писания
Смирнова А.В.
Количество просмотров: (70)