Иконография земной жизни Богородицы (Введение во храм Богородицы )

 Мария росла и укреплялась, окруженная заботой родителей. До трехлетнего возраста Она жила в их доме. Когда Отроковице исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание и посвятить Ее Богу. В торжестве посвящения участвовало множество родных и близких Иоакима и Анны. «И сказал Иоаким: позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажженными (светильниками), чтобы дитя не воротилось назад и чтобы полюбила она в сердце своем храм Господень» (Протоевангелие от Иакова). Впереди шли девочки с зажженными свечами в руках. В соответствии с традицией и обычаями того времени нет ничего особенного, а вот дальше происходит нечто, что выходит из ряда этих обычных событий. У храма Девочку встречает первосвященник, это действительно нечто необычное. Но произошло именно так, что он был  у ступеней Храма. Крыльцо, ведущее к храму, состояло из пятнадцати высоких каменных ступеней. По ним поднимались только священники с пением специальных 15 псалмов, имеющих надписание «песнь восхождения». И вот опять происходит нечто особенное.  Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. «И посадил Ее (Иоаким) на третьей ступени у жертвенника, и сошла на Нее благодать Господня, и Она прыгала от радости, и полюбил Ее весь народ Израиля» (Протоевангелие Иакова). Так, укрепляемая силою Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Это было чудом. Затем снова происходит что-то необычное.   Первосвященник взял Ее за руку, но не остановился там, где по обыкновению стояли молящиеся, а повел в Святая Святых, куда сам имел право заходить только раз в год. Входил первосвященник со страхом, чтобы совершить определенные обряды, и выходил со страхом. И теперь Девочку – Ребенка – в озарении свыше первосвященник вводит в это сакральное место. Здесь, в алтаре храма, во Святая Святых, назначил священник юной Отроковице место для ежедневной молитвы. Все находившиеся в храме дивились столь необыкновенному событию. Это было пророчество о том, что Отроковица Сама сделается одушевленным храмом Божиим. Престарелые же родители возвратились домой, славя и благодаря Бога.

Сокровенна была жизнь Пресвятой Девы в Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, — говорил блаженный Иероним, — как проводила время юности Пресвятая Дева, — я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».

В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм, Святая Церковь с древних времен установила торжественный праздник, который отмечается Церковью 21 ноября/4 декабря н.ст., является смысловым продолжением праздника Рождества Пресвятой  Богородицы и входит в число великих двунадесятых праздников. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы был известен уже в 4 веке, о чем свидетельствует храм построенный в его честь святыми Константином и Еленой.

Введение во храм Богородицы как и Рождество Богородицы изображается на иконах в составе праздничного ряда иконостаса, а также в монументальных росписях. Иконография  достаточно проста. На иконе мы видим всех участников этого события: и дев со светильниками, и престарелых родителей, и первосвященника в традиционной, восходящей к Ветхому Завету одежде, у некоего храма, куда направляется процессия. В открытых или иногда затворенных дверях ограды, которые напоминают Царские Врата иконостаса, навстречу Богородице склоняется первосвященник, за ним видим церковный престол. Изображение распахнутых или закрытых врат на иконах связано с текстами службы, которые Богородицу называют дверями Господними.

Главными действующими лицами являются Богородица и Ее родители – праведные Иоаким и Анна. Несмотря на то, что Божия Матерь изображается маленькой, именно она является центральной фигурой композиции в целом. И первосвященник, и родители, и сонм верующих, и ангелы – все склоняются перед Той, Кому суждено стать Матерью Спасителя человечества. Она еще слишком мала, но иконописец уже пишет образ вполне состоявшейся взрослой женщины. Иконописец подчеркивает зрелость Богоотроковицы как физическую, так и умственную, зрелость не по возрасту. Богородица одета в красный мафорий, который носили только замужние женщины. На правом, левом плечах и челе изображены три звездочки, означающие Ее Вечное Девство. Иконописец хочет сохранить узнаваемость этой Девочки, указать нам, что речь идет о Той Самой Пречистой Деве, будущей Матери Иисуса Христа.

На иконе изображена вся жизнь Богородицы в Иерусалимском храме. Так в правом верхнем углу Богородица изображена сидящей в алтаре, где Она проводила большую часть времени. На это указывает киворий — алтарная сень — навес над престолом на четырех столбах. Это Святая Святых. Здесь Она проводила почти весь день: молилась, читала Святое Писание, общалась с ангелами. Архангел Гавриил приносил Деве Марии Хлеб Небесный и наставлял Ее. Небесный Хлеб на иконе – прообраз евхаристического хлеба, которым причащаются все верные христиане. Он изображен в руках Архангела Гавриила непропорционально большим, подчеркивающим его значение для духовного возрастания Богородицы и всех причащающихся. Слева в верхнем углу показаны палаты, в которых проводила Мария остальное время дня и ночи, когда выходила из Святая Святых. Она была не первой девочкой, которую родители посвятили Богу. В палатах проживали и другие девушки и юноши, раздельно друг от друга. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания (Исх.38; 1Цар.1:28; Лк. 2:37)  и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу. Пречистая Дева находилась в помещении для девственниц и воспитывалась в обществе благочестивых дев. Изображение Иоаким и Анна, замыкающими шествие, появляется в 13-14 веке.

До этого в памятниках 9-13 века во главе процессии вслед за Богородицей изображаются Ее родители, а  за Иоакимом и Анной расположены девы, держащие в руках горящие свечи. Свечи — прообраз просвещающего всех Света Небесного. Такое построение композиции соответствует теме прославления Богородицы, как чистой жертвы. «В храм Тя принесоша, Всенепорочная  Чистая, / Божественне родившии Тя, яко жертву чистую»(6 тропарь 8 песни 2 Канона). Эта жертва принимается как приготовление, прообраз той жертве, которую принесет Сам Господь. Праздник  Введения — это  не просто напоминание как Господь избрал Богоматерь, это напоминание о той жертве, которую  Иоаким и Анна сделали, когда вернули своего любимого и единственного Ребенка в храм, вернули Ее Тому, Кто им этого Ребенка дал, вернули Господу.

Малозаметное событие – отдание по обету в ветхозаветный Иерусалимский храм маленькой  трехлетней девочки по имени Мария явилось на самом деле событием планетарного масштаба. Пресвятая Богородица вводится в ветхозаветный  храм, чтобы внести в него новозаветную благодать, Ее Введение означало первый шаг новозаветной истории, Христа еще нет, но Его Мать уже в храме. Богородица, как живой храм и живой кивот, являет Новое время, время Спасения человечества, которое вот-вот произойдет с Рождением Богочеловека. Поэтому праздник Введения — пролог праздника Рождества Христова. С этого дня в храмах начинают петь Рождественский канон: «Христос рождается – славьте! Христос с небес – встречайте! Христос на земле – воспряньте!».

Икона «Введение Богородицы во храм» пронизана идеей семейного служения Богу. Поступок родителей Марии Церковь ставит в пример всем верующим, указывая, что истинные христиане должны воспитывать в своих детях любовь к Всевышнему с самого раннего возраста, как только ребенок начинает понимать окружающее, чтобы мы водили в храм  своих детей еще в младенчестве для того, чтобы они росли в атмосфере  храма.

Введение во храм – это всегда начало. Чтобы затеплить огонек свечи о здравии ближнего, надо войти во храм, чтобы поплакать на панихиде о тех, кого нет рядом, — надо войти во храм. И главное: чтобы спастись, надо войти во храм. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл так говорит о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы: «Мы должны осознать важность посещения храма, молитвы в храме, соприкосновения с Божественной благодатью. … Тогда многое изменится в жизни; и соблазны, и скорби, и искушения, и ложь, и конфликты – все то, что разрушает нашу жизнь, – будут испепеляться силой Божией благодати».

Вскоре после Введения во храм Пресвятой Богородицы Иоаким скончался.  Святая Анна пережила его на два года, проведя их при храме, рядом с Дочерью. По преданию, она скончалась мирно в возрасте семидесяти девяти лет. Праведные Иоаким и Анна наречены Церковью Богоотцами, т.к. Мария – Богородица, то и Ее родители не просто дед и бабка Иисуса, но – родители Самой Богородицы и, таким образом, сами – Богоотцы. Ежедневно на отпусте Божественной службы Церковь  просит их молитв об исходящих из храма верующих. Память их празднуется ежегодно 9 сентября/22 сентября н.ст., на другой день праздника Рождества Богородицы, а день успения праведной Анны — 25 июля/7 августа н.ст. Святая Анна не совершила чуда, не понесла мученических и иных подвигов. Она несла другие скорби, которые выпадают на долю многих женщин, строящих свою семью. И скорбь бесплодного одиночества, и терпеливую надежду материнства, которую пришлось пронести до старости. Терпение и надежда увенчались радостью рождества и стали залогом вечной радости в Боге. И нам заповедует Христос Спаситель: Терпением вашим спасайте души ваши (Лк.21:19). У подножия  Елеонской горы Гефсиманского сада есть родовая усыпальница родственников Богоматери, там погребены  Ее родители.

 

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям (но к этому времени они скончались), либо выйти замуж. В то время, все еврейские девушки, побуждаемые надеждой рождения обетованного Спасителя, считали величайшем несчастьем оставаться навсегда девицами; но Пресвятая Мария, по глубокому смирению Своему, не позволяла Себе и думать о такой надежде, и возлюбив Бога всей душой, дала обет девства. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Узнав о Ее обещании оставаться девою, они были в затруднении: как поступить с Ней? Они считали грехом принуждать Ее к нарушению обета, но в то же время считали  неприличным, чтобы взрослая девица жила в храме. В недоумении они обратились к Богу с молитвой и Бог открыл им, чтобы они нашли достойного человека, который, под видом супружества, был бы хранителем Ее девства.

Для этого избраны были 12 безженных мужей из рода Давидова, в числе их был праведный Иосиф, которому, по преданию, в то время было 80 лет.  Первосвященник отобрал у них жезлы и положил их на ночь на алтаре Господнем. На утро оказалось, что жезл Иосифа процвел, и праведный старец, древодел из Назарета, стал обручником Пресвятой Девы. В Предании сохранилось также указание, что Дева Мария имела откровение, чтобы Она не боялась идти в дом праведного Иосифа.  Смиренный плотник был лучшим человеком своего народа. Мария верила, что в нем Бог дает Ей отца, защитника и хранителя Ее девственной жизни. После обручения Иосиф отправился с Марией в свой город Назарет.

Количество просмотров: (153)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *