Живя в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме: в молитве, чтении Священных книг, рукоделии и домашних занятиях. Предание говорит, что Она читала Книгу пророка Исаии и остановилась на словах: «Се Дева во чреве примет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (Ис. 7:14). Она размышляла: «Как блаженна эта Дева, которая удостоится быть Матерью Господа и как желала бы Я, быть хотя бы последнею служанкою при ней!» В этот момент Ангел явился Марии и, войдя к Ней, сказал: «Радуйся Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Необычное приветствие привело Ее в смятение, когда он назвал Ее благословенную между женами. Ангел поспешил успокоить Ее: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия. Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим», т.е. Ее обет не будет нарушен, т.к. Она родит Сына сверхъестественным образом, без мужа. Бессеменное зачатие произведет Дух Святой, «сила Вышнего», то есть Сам Сын Божий (1Кор. 1:24) осенит Ее, сойдет в Нее, подобно облаку, осенявшему скинию (Исх. 40:35) и сделает Ее Матерью, непостижимо для ограниченного ума человеческого. Потому и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим, не будет походить на обыкновенных людей, а будет чисто и греху непричастно и назовется Сыном Всевышнего.
«Гавриил говорит о Духе Святом и о Силе Всевышнего, Которые имеют найти на Нее и осенить Ее. Дух Святой – это Утешитель, а Сила Всевышнего – это Слово Божие и Сын. Он здесь, Он смотрит на Ту, Которая будет Его земной Матерью. Он ждет Ее согласия. Ведь еще не произошло зачатие. Еще только идет диалог Ангела и Девушки. Мария не должна отказываться ни из чувства недостоинства, ни из чувства страха. Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя Ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову Твоему». Все! Двери души Марии раскрыты воле Божией и замыслу о Ней, а через Нее – о всех нас. Человечество в Ее лице сказало Богу: «Да!» Человечество сказало: «Приходи! Приходи тем чудным и неожиданным способом, которым Ты решил прийти». Бог, уважающий свободу человека, получает человеческое разрешение. А что же сам Гавриил? Исполнив то, что было велено ему и, услыхав слова согласия от Девы, он видел, как зачинается в Ее чреве и принимает плотский образ Господь, и с благоговейным страхом покинул скромный Назаретский дом. «И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1: 38).» (протоиерей Андрей Ткачев).
Приняв благовестие, Пресвятая Дева ничего не сказала об этом Иосифу, как объясняет святитель Иоанн Златоуст, справедливо опасаясь, что он может не поверить Ей, а подумает, что Она желает скрыть содеянное Ею преступление.
Светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отмечается церковью, предположительно, с IV века. Определение времени празднования зависело от дня Рождества Спасителя — между 25 марта/7 апреля н.ст. и 25 декабря/7 января н. ст. проходит ровно девять месяцев, положенный срок для вынашивания в утробе младенца. По учению Церкви, человек появляется на свет в момент зачатия в утробе матери, а не в момент его рождения. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы у древних христиан назывался Зачатием Христа, Благовещением о Христе, Началом искупления, Благовещением Ангела Марии – и только в 7 веке ему было усвоено наименование «Благовещение Пресвятой Богородицы». Благовещение по-гречески — Евангелие, Благая весть. Именно так называются первые четыре книги Нового Завета, важнейшие книги Библии. Пророчество о рождении Спасителя мира, исполнения которого так напряженно ждали в Иудее, совершилось как легкое дуновение ветра, незаметно для всего мира. Преклоняясь перед силой веры Богоматери и ее полным доверием Богу, Православная Церковь воздает Деве Марии первенство чести среди всех когда-либо рожденных людей. Благовещение — центральное событие всей Священной истории, оно находится ровно посередине между Ветхим и Новым Заветом. Завет с Авраамом начался с сомнения его пожилой жены Сарры в своей способности стать матерью, родоначальницей Богоизбранного народа. Новый Завет стал возможен благодаря чистой вере Девы Марии в откровение о сверхъестественном рождении ее будущего Сына — Мессии, Спасителя всего человечества. Именно поэтому день Благовещения является одним из главных православных праздников. «Днесь спасения нашего главизна» — поется в тропаре на Благовещение.
Источниками, в которых рассказывается о Благовещении, являются Евангелие от Луки (Лк. 1. 26-38) и апокрифические сочинения, они и легли в основу иконографии. Вся судьба человеческого рода заключалась в том, какой ответ даст Приснодева Мария Архангелу Гавриилу, посланному благовестить и узнать решение Матери Божией. И во всех иконах Благовещения запечатлена эта беседа Архангела Гавриила и Матери Божией. Уже к V веку складываются основные принципы иконографии праздника — это двухфигурная композиция, представляющая Архангела и Богородицу. Следует особо отметить, что Благовещение традиционно присутствует в верхней части Царских Врат иконостаса. Врата являются одним из символов Богоматери, образом, встречающимся в ветхозаветном пророчестве Иезекииля об обращенных на восток «заключенных» дверях, которыми входит Господь. Благовещение изображалось на древних Царских вратах в различных иконографических вариантах.
Изображения можно условно разделить на две группы.
К первой группе относятся композиции, где Богородица представлена сидящей, как на престоле. Она может просто слушать, делая жест рукой, или прясть.
На некоторых иконах Богородица изображена стоящей рядом с седалищем, словно Она встала навстречу Архангелу. Появление такой трактовки может быть связано с византийским церемониалом, согласно которому все указы и распоряжения императора выслушивались стоя. Эта традиция сохранилась до наших дней: в суде встают при оглашении приговора, стоя выслушивают приказы в армии.
Один из типов изображения Девы Марии в этом сюжете – «Благовещение у источника», или «у кладезя». Эту композицию называют «Первым Благовещением» или «Предблаговещением», поскольку оно указывает на приготовительный момент, а не на само событие. Эта композиция встречается значительно реже других и используется в основном в стенописи. Первое Благовещение, по мнению Григория Богослова, должно было произойти вне дома. Разъясняя это, святитель замечает, что неожиданно раздающийся голос или внезапный шум в доме среди тишины могут вызвать испуг. В то время как вне дома подобная неожиданность не производит столь сильного страха. И действительно, святитель, ссылаясь на историю, говорит, что первое Благовещение последовало в то время, когда Богоматерь вышла из дома, чтобы почерпнуть воды. Когда она достигла источника, Архангел, все еще невидимый, начал свою речь. Устрашенная этим новым голосом, Богоматерь возвратилась домой. Тогда Архистратиг небесных сил, приняв образ человека, предстал пред нею и благовестил: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою».
В 17в. в древнерусской живописи распространяется тип «Благовещение с книгой». Иногда раскрытая книга заменяется свернутым свитком, указывающим также на предмет занятий Богоматери перед Благовещением. Святитель Димитрий Ростовский отдавал предпочтение изображению Девы Марии в момент Благовещения именно с книгой, ведь великому событию должно соответствовать и настроение Богоматери.
Несмотря на некоторые отличия, можно отметить основные черты этой композиции в разных изображениях. Главное лицо – Богоматерь. Она всегда одета в изысканные одежды. Красные сапожки на ногах Приснодевы подчеркивают Ее происхождение из царского рода Давидова. Почти на всех изображениях голову и плечи Богородицы окутывает большая накидка – мафорий. Благовествующий Архангел имеет вид юноши с жезлом в левой руке с благословляющей десницей, с крыльями и нимбом, которые иногда не изображаются. Жезл Архангела (мерило) – символ небесного посланничества или, как считают некоторые, атрибут путника. Архангел Гавриил обычно облачен в длинную мантию и плащ. Одно крыло Архангела простерто за спиной, другое приподнято в знак приветствия. Это символическое движение вошло в богослужебный строй, и совершается диаконом при произношении ектеньи. Диакон воздевает правой рукой орарь, что является образно воздеванием Архангельского крыла в знак приветствия и почитания.
В апокрифе говорится, что Деве Марии выпал жребий прясть пурпурную нить для храмовой завесы Иерусалимского храма, ту самую, которая в момент смерти Её Сына разодралась надвое. Эта композиция называется Благовещения «с рукоделием», где Богородица обычно держит в руках пряжу и веретено. Сам процесс прядения завесы для храма символизирует соткание плоти Богочеловека во чреве Божией Матери. Красный цвет нити — символ царского достоинства зарождающегося Богомладенца.
Беседа между Архангелом и Девой Марией передается с помощью жестов. Уже византийское искусство выработало ряд жестов-знаков, которыми и заменялись реальные действия персонажей. Поэтому следует рассмотреть жесты, которые присутствуют в композиции Благовещения.
Например, Богородица развернула кисть руки ладонью вперед. Это очень характерное движение, которое использовано для передачи вопроса Богородицы: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» (Лк.1:34), то есть, передается некоторое недоумение Богородицы, давшей обет девства и не состоящей в браке.
На некоторых иконах Богородица изображена с жестом «внимательного слушания» и склоненной к Архангелу Гавриилу фигурой, что также можно трактовать как принятие Божественной воли. Архангел на этой иконе изображен с повествовательным жестом. Одновременно в жесте «внимательного слушания» выражается смятение и недоумение Пресвятой Богородицы, когда перед ней внезапно предстал Архангел и сообщил Ей Благую весть.
Иногда Дева Мария даже отклоняется назад в некотором испуге и смущении. Правая рука Архангела Гавриила поднята в приветственном жесте. Иногда жест Архангела трактуют как благословляющий.
На иконах присутствует символическое изображение Духа Святого в виде голубя и лучей, исходящих из небесного полукруга. Христос не был обязан Своим рождением одному Духу Святому, тут действовало Божество вообще, т.к. все Лица Пресвятой Троицы действуют всегда нераздельно. Это показано разделением главного луча на три составляющих.
На Руси образы Благовещения были очень почитаемы. В Государственной Третьяковской галерее хранится монументальная по своим размерам икона XII века, известная как «Устюжское Благовещение» («Благовещение с Младенцем во чреве»). Иконографической особенностью иконы является образ воплощенного Богомладенца Христа, изображенного на груди Богоматери. В иконе делается попытка представить идею непорочного зачатия. Небесная полусфера, благовествующий Ангел, смиренно стоящая Приснодева, отсутствие конкретного места действия — все это служит цели показать прикровенность и таинственность Боговоплощения. Главной здесь становится Благая весть, принесенная Архангелом. Пресвятая Дева держит в руках красную нить.
Ее левая рука опущена, а правую Она прижимает к груди. Этот жест означает сердечную молитву и чистоту помыслов, а также демонстрирует происходящий диалог. Движение кисти Богоматери в данном случае может быть интерпретировано не только как жест речи, но и как жест согласия, принятия Божественной воли, выраженной в словах Архангела. В таком случае жест иллюстрирует Ее: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» (Лк.1:38).
На лоне Богородицы, теми же пурпурными оттенками, что и Ее мафорий, написан образ Христа — Эммануила. Богоматерь как бы придерживает Его правой рукой, между пальцев которой тянется яркая красная нить. Тело Богомладенца как бы просвечивает сквозь одеяние Богоматери. Тело Иисуса Христа покрыто только набедренной повязкой – таким образом, традиционно подчеркивалась Его человеческая природа. Тексты, тождественные такому художественному образу, присутствуют и в гимнографии: «Мысленная порфира — плоть Эммануила соткалась внутри Твоего чрева, Пречистая, как бы из вещества пурпурного; потому мы почитаем Тебя, Истинную Богородицу» (перевод Богородична 8-ой песни Великого Канона преп. Андрея Критского). Таким образом, речь идет не только о том, как Мария слышит Благую весть, но и совершающемся в тот же момент Боговоплощении – на это в иконописи решались очень немногие мастера.
В конце XIII – начале XIV века простой сюжет с течением времени обрастает деталями. Теперь иконы должны были не только настраивать верующих на молитвенный лад, но и вызывать восхищение сложными орнаментами. Так, в композиции Благовещения появляется служанка. Она может быть представлена как бы подслушивающей, выглядывающей из-за колонны, или сидящей за рукоделием у ног Богоматери. Источник, в котором сообщалось бы о служанках, слышавших беседу Архангела и Богоматери, неизвестен. Вероятно, иконописцы изображали девушек как свидетелей чуда непорочного зачатия. Изображения служанок встречаются как в сценах Благовещения у колодца, так и в иконах Благовещения за рукоделием. На многих иконах Благовещения присутствует стена, либо ограда, за которой растет дерево. Это так называемый «вертоград заключенный» (запертый сад) из «Песни песней» Соломона. Символ этот, Церковью толкуется, как один из прообразов Богородицы в Ветхом Завете, что нашло место в церковной гимнографии (1-й тропарь 9-й песни канона Октоиха 8-го гласа в субботу на повечерии): «Вертоград затворен Тя Дево Богородице, и запечатан источник Духом Божественным, премудрый в песнех поет: тем же яко сад жизни, воплощается Христос». Ограда связывается со спасением и изоляцией от греха.
Мотивы райского сада — это также намек на Первое Благовещение, прозвучавшее еще Еве в Эдеме. Его можно услышать в словах, обращенных к змею: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15). Бог не оставляет изгнанных из Рая прародителей без надежды на будущее спасение. И Адаму, и Еве очень хотелось, чтобы Господь поскорее послал на землю Своего Сына для спасения рода человеческого. Поэтому Ева, после рождения Своего первенца, воскликнула: «Приобрела я человека от Господа!» (Быт. 4:1). Но Боговоплощение стало возможным только тогда, когда нашлась Дева, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой сумела довериться Богу до конца.
Митрополит Илларион (Алфеев) нам объясняет: «Когда мы причащаемся Святых Христовых Тайн, с нами происходит то, что произошло с Пресвятой Богородицей, когда в Ее Чреве таинственно и неизреченно был зачат Сам Воплотившейся Бог. Причащаясь, мы принимаем внутрь себя Тело и Кровь Христа, и наше немощное и человеческое естество оживотворяется присутствием внутри нас Самого Воплотившегося Бога. Поэтому как Пресвятая Богородица долгими годами молитвы и подвига готовила Себя стать Вместилищем Невместимого, так и мы молитвой и покаянием должны готовить себя, чтобы в нас вселился Сам Господь наш Иисус Христос».
В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, по древней русской традиции, после Литургии в Благовещенском соборе Кремля Патриарх, духовенство и дети выпускают на волю птиц. Этот обычай был возрожден в 1995 году и теперь совершается во многих храмах. Традиция выпускать на Благовещение белых голубей восходит к народной традиции встречи весны. Как и многие другие, эта традиция «воцерковилась». Из Евангелия мы узнаем, что Святой Дух сошел на Господа во время его крещения в реке Иордан в виде голубя. Непорочное Зачатие Девой Марией Иисуса Христа Архангел Гавриил также объясняет нашествием на нее Духа Святого: Дух Святой найдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя (Лк 1:35). Из этого слияния народного обычая, крещенского образа Святого Духа и евангельских слов и появилась современная традиция.
По слову Святейшего Патриарха Кирилла, эта исполненная глубокого смысла традиция «символизирующая, что птицы уже не в клетке, а на свободе, напоминает, что и в нашей свободной воле – поиск Царствия Божия». В дореволюционной России перед Благовещением птиц покупали на Охотном ряду. Теперь в день праздника над соборами Кремля взмывают голуби, выращенные Федерацией спортивного голубеводства. Немного покружив над Соборной площадью, голубиная стая быстро растворяется в небе. Там птицы разбиваются на группы, каждая из которых возвращается в свой питомник, расположенный в Москве или Подмосковье.
Согласно Евангелию от Луки (Лк 1,39–56), узнав при Благовещении от Архангела Гавриила о том, что её немолодая бездетная родственница Елисавета наконец-то беременна, Дева Мария немедленно отправилась из Назарета навестить её в «город Иудин».
Евангелие описывает встречу так: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святого Духа, И воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо, когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем; И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.» (Лк. 1:41-45). Вместе с первым словом Матери Господа младенец, находившийся в утробе Елисаветы, дал знать о себе какими-то движениями, которые были не болезненны и привели Елисавету в радостное настроение. Благодаря просвещению, полученному тотчас от Духа, она и поняла, что перед нею стоит Мать Мессии, Которую радостным движением приветствовал и находившийся в ее утробе младенец. Дух Святой открыл пред ней всю картину Благовещения. Cлова приветствия Елизаветы вошли в состав известной христианской молитвы, называемой в православии Песнь Пресвятой Богородицы. В ответ Дева Мария произнесла величественный благодарственный гимн, начинающийся со слов «Величит душа Моя Господа» (Лк. 1:46-55). Согласно Евангелию, Мария прожила в доме Захарии и Елизаветы около трех месяцев и вернулась в Назарет незадолго до рождения Иоанна Крестителя.
Этот сюжет, достаточно простой по иконографии, известен с V века – женщины просто разговаривают. Позже сцена чуть усложняется и наполняется знаками: женщины могут обниматься, усложняются интерьеры, вводятся служанки, младенцы Иоанн и Иисус могут быть изображены в чревах матерей в медальонах. Эпизод встречи Марии и Елизаветы – сюжет обязательный для богородичных циклов и потому частый в стенных росписях.
Согласно православному и католическому преданию местом встречи был дом Захарии и Елизаветы в селении, которое сейчас называется Эйн Карем (источник в винограднике) и является западным пригородом Иерусалима. На месте этого дома построена католическая Церковь Посещения и основан францисканский монастырь. Чуть выше по склону, примерно в двадцати метрах от Церкви Посещения, за оградой, располагается подземный храм в честь Иоанна Крестителя русского Горненского монастыря. По просьбе архимандрита Антонина (Капустина) Святейший Синод Русской православной церкви указом от 5 августа 1883 года благословил совершать в Горненском монастыре праздник – «Целование Мариино, или Прихождение Божией Матери в Горний град Иудов». Он празднуется через пять дней после Благовещения – 30 марта/12 апреля н.ст., если только этот день не попадает на Страстную неделю, тогда он переносится на четверг Светлой седмицы. В общецерковном календаре Русской православной церкви такое отдельное от Благовещения празднование отсутствует.
Количество просмотров: (987)