ИКОНОГРАФИЯ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА.

ИКОНОГРАФИЯ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА.

До пришествия в мир Иисуса Христа никто никогда не видел Бога. Библия повествует, что Господь являлся древним израильтянам в виде огненного столба и в виде облака, но не в Своем истинном обличии. Поэтому  в Ветхом Завете существовал запрет на Его изображение. Но когда на Деву Марию сошел Святой Дух, очистив ее утробу и сделав ее вечнодевственной, Мария зачала сына и дала плоть Господу Иисусу Христу, Сыну Божьему. Тем самым невидимый Господь, родившись в холодной Вифлеемской пещере, показал Себя людям в человеческом образе. Он явился на землю не как видимость человека, а собственно как человек.

К концу I века Иисус Христос стал центральной фигурой в монументальной живописи, но христианские художники все равно предпочитали изображать Господа символично: под видом юноши; в виде ягнёнка (агнца) (Ин. 1:29), что указывало на Его кротость, покорность; рыбы (ихтис); хризмы – монограммы имени Христа.

Хризма

Несмотря на то, что о земной жизни Спасителя достаточно подробно рассказывают евангелисты Иоанн, Марк, Матфей и Лука, но  у них нет описания Его внешности. Уже около 180г. святой Ириней Лионский, лично знавший учеников апостолов, писал, что «плотский образ Иисуса неизвестен». По всей видимости, для людей, которые были рядом со Спасителем, Его вид не был примечателен. Ни рост, ни черты Его лица, ни цвет Его волос или глаз не были особенными, не выделяли Его как Человека среди других жителей Иудеи того времени. Вопрос  о внешности Спасителя стал особенно актуален в II-IV веках. Мнения о внешности Спасителя разделились: одни считали, что Он имел внешность невзрачную, другие наделяли Его красотой античных богов. В IV веке блаженный Иероним рассуждал, что если бы Христос не имел во взоре и лице «чего-то небесного», то апостолы никогда не последовали бы за Ним.

Весьма подробное и восхищенное описание внешности Христа содержит так называемое «письмо» проконсула Иудеи Публия Лентула, описывающее прижизненный образ Спасителя: «Великому и почтенному Сенату римскому сенатор Лентул, правящий Иудеею, желает здравия. В настоящее время явился человек – Он и теперь жив – с высокими качествами, называющий себя Иисусом Христом. Народ говорит, что Он могущественный по своим деяниям пророк; ученики именуют Его Сыном Божиим. Он воскрешает мертвых и исцеляет от всякой болезни и расслабления. Этот человек высокого роста и строен. Его лицо строго и весьма выразительно, так что те, которые взирают на Него, не в состоянии не любить Его и вместе не бояться. Его русые волосы опускаются гладкими до низа ушей и оттуда падают волнистыми локонами на самые плечи; они разделены наверху головы, как у назареев. Чело гладкое и спокойное, лицо совершенно чистое. Щеки Его покрыты легким румянцем, с небольшой темноватостью. Взгляд имеет приятный и открытый. Нос и рот весьма правильны. Борода довольно густая, небольшая, одинакового цвета с волосами головы, разделяется на две части на подбородке. Глаза голубые и чрезвычайно живые. В Нем заметно что-то грозное, когда Он делает выговор или упреки, между  тем как кротость и ласковость сопутствуют всегда Его наставлениям и поучениям. Его лицо имеет удивительную приятность, соединенную с важностью. Его никогда не видели смеющимся, но видели плачущим. Стан Его стройный, руки длинные и красивые, плечи прекрасны. Речь Его величественная и плавная, но говорит Он, вообще, мало. Наконец, видев Его, нельзя не признаться, что это один из красивейших мужей». (Монахиня Иулиания (Соколова). Труд иконописца). Письмо это было обнаружено в Европе в эпоху Средневековья (476-1500г.г.), и не признается исследователями как исторический документ I века. Но оно примечательно тем, что доносит до нас отголоски сказания об очень красивой внешности Христа.

В христианской традиции будет  принято представлять облик Спасителя, безусловно, прекрасным, идеальным. Икона будет осмысляться не как портрет Спасителя, а как запечатленный совершенный образ Бога во плоти, пронизанной неземным светом.

Церковное предание считает первым подлинным «портретом» Спасителя изображение на убрусе. Сохранились две версии происхождения Нерукотворного образа (обе прослеживаются только с VI века): одна из них была распространена на Западе, другая — на Востоке. В первой рассказывается о праведной женщине Веронике, которая из чувства сострадания отерла Лик Спасителя своим платком, когда Он нес на Голгофу Крест. И чудесным образом Лик Христа запечатлелся на ткани. Вторая история повествует о заболевшем проказой царе Авгаре. Христос передал царю холст, на котором запечатлелись Его черты, и царь исцелился, приложившись к Нерукотворному образу. Позже произошло другое чудо: оберегая от врагов, полученную от Христа святыню замуровали в стене, однако образ Спасителя проявился на камне. В иконографии, особенно русской, были распространены два типа Нерукотворного образа: «Спас на чрепии», то есть на черепице или камне, и «Спас на убрусе». Убрусом по-церковнославянски называли плат, полотнище, народное полотенце с узором. На иконах убрус изображают в виде полотенца, верхние концы которого завязаны узлами, за которые убрус будто повешен на стену, а по нижнему краю пущена кайма.

«Спас Нерукотворный», по-гречески, «Мандилион»

Нерукотворный образ

– один из типов изображения Господа в иконописи. Чудесное начертание образа Господа явилось подтверждением исторического существования Иисуса Христа, реальность Его человеческой природы. Нерукотворный образ Спасителя открыл возможность создания других икон, поэтому Православная Церковь именует изображение Спаса Нерукотворного иконой всех икон. А типологические черты Нерукотворного образа, где Спаситель – человек средних лет, с тонкими чертами лица, с длинными вьющимися на концах волосами и пробором посередине, с раздвоенной бородой, концы которых слегка загибаются в сторону, стали основой для иконописных изображений Господа. Бородка, разделенная на две половинки, отражает две природы Иисуса Христа.

Иисус Христос – совершенный Бог и одновременно совершенный Человек. При этом «Я в Отце и Отец во Мне», — говорил Христос (Ин.14:11). Таким образом, Христос стал живой «иконой» Бога. И это дало возможность изображать Всевышнего в образе Иисуса Христа. «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым и невидимым», — так начинается Символ веры, и этот тезис православия выражен целым рядом икон Спасителя с общим названием «Господь Вседержитель», по-гречески, «Пантократор» (Всесильный Господь).

Имя «Вседержитель» указывает на могущество Бога, Который может творить абсолютно все, который держит в Своих руках всю созданную Им Вселенную.

Икона, находясь в иконостасе придела преподобного Серафима Саровского возле Царских врат, вводит нас в Царство Божье. Взгляд Господа устремлен куда-то вдаль и полон печали и сострадания, сквозь кровь и слезы людей Господь прозревает судьбы мира.

Вседержитель(придел пр. Серафима)

На переднем  плане – внушительная книга в красном переплете, закрытой на застежки, в богато украшенном окладе. По одному из толкований, это Евангелие, по другому — Книга Жизни, в которую записываются добрые дела каждого человека. В последний день, в день Суда, когда «все тайное станет явным», с Книги Жизни будут сняты печати, и Слово будет судить мир. Книга стоит на границе между нашим миром и Спасителем, и служит ступенькой к Нему. И добрые дела как раз и есть путь людей от скорби и страдания к спасению в вечности.

Правая рука Господа сложена в жесте благословения. Большой и безымянный пальцы соединены, мизинец выпрямлен, а указательный и средний пальцы перекрещены. Такое перстосложение называлось именословным, т.к. в нем визуально воспроизводились очертания первых букв имени Иисуса Христа – «IC XC». Такое перстосложение используют  священнослужители Православных Церквей.

В образах «Господь Вседержитель» два цвета одежды Спасителя: красный и синий, которые указывают на две природы Христа. В древности одежды  красного цвета были очень дороги. Порфиры, окрашенные пурпуром (веществом, которое добывали из желез морских моллюсков), носили только царственные особы, а когда порфира изнашивалась, ее не уничтожали, а раздавали по лоскуткам в качестве награды. Красный цвет хитона Христа (нижней одежде в виде длинной рубахи) подчеркивает человеческую природу Господа Иисуса Христа, а также передает цвет крови, пролитой Им на Кресте. Синий цвет гиматия (длинный отрезок ткани, надетый наподобие плаща поверх хитона) свидетельствует о Божественной природе Спасителя. Личность Бога Сына непорочна и необъятна, как чиста и бесконечно глубока небесная лазурь.

На правом рукаве Господа проходит полоса – это клав, или клавий. В изображении одежд Господа, Богородицы и древних святых иконописцы отталкивались от традиций античного мира. Клавы – вертикальные нашивные полосы – имели на хитоне патриции, представляющие высшее римское сословие. В римской одежде клав стал одним из признаков благородного происхождения, избранности. В образах «Господь Вседержитель» эта деталь одежды всегда присутствует на правом плече хитона в виде неширокой полосы. Клав может проходить и через оба плеча хитона. В иконографии Господа Иисуса Христа клав подчеркивает исключительную миссию Сына Божьего: Он послан в мир Богом Отцом, чтобы освободить человечество от власти смерти и греха.

Ноги Господа обуты в сандалии на тоненькой подошве и ремешками.

Все святые на иконах имеют нимб над головой, но нимб Господа Иисуса Христа отличается – он крестчатый. Тем самым указывается цель Боговоплощения – спасение людей Сыном Божиим через добровольную смерть на Кресте. По краям нимба в перекладинах креста Спасителя написаны греческие буквы OWN, что означает «Я есть Сущий». Это еще одно имя Бога. Когда иудеи спросили Иисуса Христа: «Кто же Ты?», Он ответил: «От начала Сущий» (Ин.8:25), то есть Тот, «Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр.1:8). Икона подписана монограммой имени Христа – «IC XC».

На иконе иконостаса придела святителя Николая голова Спасителя изображена в легком полуобороте,

Вседержитель (придел св. Николая)

небольшие глаза Спасителя смотрят сквозь нас, живой внимательный взгляд будто проникает в душу каждого, и терпеливо ждет от предстоящего слов покаяния.  Лицо Вседержителя спокойно: Он один знает, что жизненно необходимо каждому человеку, Ему открыто то, о чем мы порой не догадываемся или что скрываем от самих себя.             Раскрытая книга в левой руке Господа – это Евангелие, символ спасительного учения Христа.  Мы читаем слова: «Я свет миру. Кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». (Ин. 8:12)  .

На иконе в главном иконостасе Спаситель изображен с высоким лбом, плавным изгибом бровей, глубоким взглядом больших, утопающих в тени глаз, в которых чувствуется скорбь. Господь, принесший Себя в жертву за грехи людей и претерпевший муки на кресте, скорбит о каждой заблудшей человеческой душе.  Длинный тонкий нос, маленькие мягкие губы и ямочка на подбородке. Легкий румянец на щеках. Жест правой руки не благословляющий, а указывающий на раскрытую книгу в левой руке –  Евангелие, страницы которого Он придерживает снизу рукой. Мы читаем по-церковнославянски: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас, возьмите иго Мое на себя…»(Мф.11:28). Этими словами Господь призывает людей, измученных грехами, жизненной суетой и горестями, обратиться к Нему, познать любовь Творца, ввериться Его мудрости и обрести душевный покой. «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29). Ведь нет ничего тяжелее рабства греху и ничего легче жизни по совести.

Вседержитель(глав.придел)

Иконы «Господь Вседержитель» очень распространенный иконописный тип изображения Иисуса Христа – это и самостоятельные произведения, и образы, входящие в состав иконостасов. Иконография не богата вариантами и деталями, но в ней заложена богословская мысль, что  Господь был тогда, когда не существовало и времени, и будет, когда человеческая история завершится, Он творит Вселенную и держит все в Своей руке.

33 года ходил Господь по земле во плоти человеческой – 30 лет никому не известный и 3 года окруженный толпами тех, кто жаждал чудес и утешения, и теми, кто ненавидел Его и желал Ему смерти.  Но придет время, и Господь вернется на землю во второй раз. «Видел я в ночных видениях, — говорит пророк Даниил,

Пророк Даниил

— вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему, владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его  не разрушится» (Дан.7:13-14). Именно таким, пришедшим уже не в уничижении, а со славой и властью, изображается Господь Иисус Христос на иконах под названием «Спас на престоле». Престол – это символ, который указывает на Христа как Предвечного Бога, Небесного Царя. В то же время престол является символом Второго пришествия Спасителя на землю для суда над людьми. Богословским смыслом иконографии Христа на престоле (троне) является совмещение обоих представлений о Нем – и как о Втором Лице Святой Троицы, Боге-Сыне, пребывающем на небесах, и как о воплотившемся и воскресшем Господе, дарующем Своей властью вечную жизнь в Царствии Небесном.

Спас на троне

Он в полный рост восседает  на подушке красной с зелеными углами. Лик Христа строгий, правая рука поднята в благословляющем жесте, два прямых пальца подняты вверх, символизируют две природы в Богочеловеке; левой Господь поддерживает книгу, стоящую на колене. Престол, подушки, подножие – обязательные детали иконографии, восходящей к словам Евангелия от Матфея: «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» (Мф.25:31-32). На престоле как Праведный Судия и Небесный Царь Господь будет совершать суд, избирая подданных Своего Царства: «И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25: 33-34).

Пусть Он представлен на иконе в образе Сына Человеческого, Его природа Божественна, перед нами, прежде всего Бог, Царь Вселенной. И престол здесь трактуется уже не столько как подобие трона земных правителей, но как сама Вселенная – настолько безгранична власть Господа. Второе пришествие мыслится как событие космического масштаба. «И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое, — повествует апостол Иоанн Богослов, получивший от Бога откровение о конце света, и поясняет: — И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр.21:5,1). Всеобщее воскресение, Страшный суд, преображение Вселенной – все, чем будет сопровождаться конец времен, — составят заключительный акт Творца.

Иконография «Спас на престоле» отображает одно из положений Символа веры о Сыне Божьем, а именно: «И паки грядущего со славою судити живым и мертвым Его же Царствию не будет конца».

На росписи страшного суда, «Спас на престоле»

Спас -роспись Страшного суда

восседает на разноцветных полосах, напоминающих радугу, единый солнечный Божий луч преломляется в многоцветный спектр полос. Они обозначают Божественную Славу и являются символом договора, заключенного между Богом и людьми, как об этом говорится в книге Ветхого Завета: «Я полагаю радугу  Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею». (Быт.9:13). В Новом Завете союзом Бога и человека стало Боговоплощение. Господь пишется окруженным облаком Славы, состоящим из концентрических колец.  Концентрические круги (сияния), которыми окружен Спаситель, символизируют полноту Божьего величия, бесконечных Божиих совершенств. Это премудрость, всемогущество, правосудие, милосердие, власть, сила, слава и другие.

Вся ветхозаветная история является цепью пророчеств и событий, ведущих к Рождеству Христа. Боговоплощение – одно из великих и непостижимых событий человеческой истории: Бог Сын, имеющий ту же природу, что и Бог Отец, вечный и необъятный, рожденный прежде времен и создавший мир, вместился в женскую утробу и родился от Девы Марии.

Спас Эммануил

Апостол Матфей, повествуя о Рождестве, говорит, что исполнилось предсказание пророка Исаии: «Се, Дева  во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф.1:23).  Имя Эммануил дало название еще одному типу иконографии Господа, когда Его изображают в образе младенца или отрока. На иконах «Спас Эммануил» с одной стороны, изображается маленького роста, с по-детски полными чертами лица, а с другой – имеет серьезный взгляд, высокий широкий лоб, в левой руке держит свернутый свиток – символ того учения, которое принес в мир. Пусть Он еще юн, но Он в полной мере зрел и всемогущ как Бог. «Спас Эммануил» получил наибольшее распространение на иконах Богородицы.

Спас Эммануил(ассист)

На Богородичных иконах ризы Богомладенца Христа почти всегда украшены золотым ассистом (по складкам одежды штрихи из сусального золота или серебра)признак Божественного Света. Этим подчеркивается мысль о предвечном Младенце. Ассист никогда не имеет вида сплошного, массивного золота; это – как бы эфирная, воздушная паутинка тонких золотых лучей, исходящих от Божества и блистанием своим озаряющих все окружающее.

На иконе «Успение Пресвятой Богородицы»

Успение Пресвятой Богородицы

Христос изображается в одеждах золотого цвета, чтобы подчеркнуть Божественный свет, а на иконе «Преображение» Спаситель в белых одеждах.

Преображение

На фаворе Господь просиял, и одежды его стали белые. Он приоткрыл свое истинное Божество в своем истинном человечестве. Моисей и Илия беседуют на Фаворе с человеком Иисусом, пронизанным энергиями его Божественного тела, пребывающего на духовном небе («окрест Божества»): они опознают в нем открывшегося им когда-то Бога, ставшего теперь также и человеком. Иногда Богочеловек изображался в овальном нимбе, образующемся от встречи двух сфер, которых дуги взаимно пересекаются, что символически указывает на две природы во Христе. Восьмиугольный нимб означает непостижимую Божественность Спасителя.

В иконографии есть тип изображения Спасителя, названный «Ветхий днями».

Ветхий днями

Этот эпитет заимствован из видения пророка Даниила, из Ветхого Завета. «Воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна» (Дан. 7:9). Но так как пророк Даниил в видении видел Ветхого Днями, значит, его можно изобразить. Первые изображения «Ветхого днями» известны не позднее VI века. Образ «Ветхого днями» – это не изображение Бога-Отца, потому что Он не воплощался и никогда никому не являлся видимым образом, а только посредством Сына. Поскольку Бог – над временем, то именно грядущее Воплощение Сына явилось основанием для явлений и пророческих видений Бога в человеческом образе. «Ветхий днями» — Иисус Христос, Сам «Сын человеческий» во славе Божественной природы, т. е. во славе Отца (в силу единосущия с Ним по Божеству), сидящий одесную Отца, на престоле Отца.

Изображают Иисуса Христа в облике Седовласого Старца с глубокими морщинами и белой окладистой бородой.  Седина и белая борода означают вечность. «Ветхий днями» пишется в традиционных одеждах для икон Христа, с  крестчатым  нимбом с надписью «Сущий», и надписание имени Иисуса Христа. В руках «Ветхого Днями» находится свиток – символ Евангелия. Нимб квадратной формы символизирует четырехбуквенное имя Божие. Вспомним, что имя Бога записывается тетграмматоном, непроизносимыми четырьмя буквами, которые мы читаем как Яхве или Иегова, и обозначает оно « Я тот, кто Я есть»,  т.е. «Сущий».

В сценах Крещения и Страстей Господних принято изображать Христа полуобнаженным (в одной набедренной повязке).

Распятие

Христос в терновом венце (“Христос – Царь Иудейский).

Спас в терновом венце

Образ страдающего Спасителя, отсылающий нас ко времени Его показательного позора, на который его отдал прокуратор Понтий Пилат. Образ перешел в православную традицию с католического Запада.

Иконография Господа Иисуса Христа весьма разнообразна, но иконографических типов немного: при встрече с новыми видами икон их названия не должны пугать, надо всмотреться в образ и выделить типовые черты: стоит Христос или сидит, как показана Его фигура – в рост, по пояс, по плечи или только голова, в какой одежде Спаситель.

Образ Спасителя благословляет всех собравшихся в храме верующих. Его фигура является подтверждением и Его Боговоплощения, и Воскресения, и постоянного присутствия Господа одновременно на небе и на земле.

 

Лекцию провела Егорова Раиса Константиновна.

 

Количество просмотров: (1835)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *