Киноклуб «Сорок сороков»: тенденции современного кинемотографа. Просмотр фильма «Притчи».

На примере фильма «Притчи» хочется поговорить о тенденциях современного кинематографа, об отношении зрителя к кинофильмам, об их умении дать правильную оценку фильма, о роли кино в жизни людей.

Смотреть кино — это отдых или работа? Мы в сегодняшнее время по притче о расслабленном есть те самые расслабленные. Нам все слабо — и мы выбираем  диван — пультик — отдых. А там «Рай» Андрона Кончаловского. Тяжелейшие сцены фашистского ада. Или «Солнечный удар», где Михалков соединил две совершенно несоединимые вещи И.Бунина. Непростой, тягучий и трагический фильм о судьбе России.

Что случилось? Куда ушло старое, доброе кино? Простое, наивное советское. Почему его загнали под плинтус? Оно не в тренде, ведь сегодня  другая жизнь — жесткая, бесстыдная, циничная, и кино она сделала таковым.

Режиссеры лепят то, что требует зритель. Зритель потребляет, а  режиссер получает прибыль.

Зритель как человек греховен. А вот режиссер как художник по старым канонам искусства должен был бы проповедовать духовные ценности — то умное, доброе, вечное, чем держится земля и на чем должен стоять человек.

И если кино художники 50-60, отчасти и 70-х годов, которые родились в Европе, еще не отказавшейся от Бога, умели говорить о высших духовных ценностях, то теперь и на Западе и у нас все они рождаются под знаком звонкой монеты, а посему и проповедуют совсем другие ценности — ценности потребления и удовольствия.

Большие же, настоящие мастера искусства, в своем творчестве должны поднимать вопросы не быта, где процветает потребление и похоть, а вечные вопросы бытия, существования, сущности: Бог-то — сущий.

Возьмем, к примеру, несколько последних знаковых фильмов, раскрученных у нас на 200%. Так, в фильме «Викинг», посвященном святому князю Владимиру, крещение Руси представлено как какое-то языческое действо.

Или, например, вопросы существования в экранизации «Анны Карениной» сведены только греховной страсти. И все это в угоду зрителю, который уже не хочет и не может думать или думает в категориях общества потребления, где душа человеческая  давно перестала вмещать в себя вечного Бога.

Кино — это лакмусовая бумажка нашей души. А душа что? Душа, как говорил поэт Николай Заболоцкий, обязана трудиться и день, и ночь, и день и ночь. Царство Божие силой берется. Здесь — усилиями, работой.

А причем здесь кино? Кино может быть огромным благом и страшным злом. Это очень талантливо, с улыбкой и в  пародийной форме показала режиссер А. Сурикова в фильме «Человек с бульвара Капуцинов». Сурикова показала, как искусство может и облагораживать душу человека и  разрушать ее.

— Я должен отомстить мистеру Секонду, — говорит бывший грабитель с большой дороги, но испытавший на себе благотворное действие доброго кино. — Он осквернил имя синематографа. Он сеет зёрна ненависти в души зрителей. Он должен умереть.

― Не надо, Джек. Каждому своё. Будущее нас рассудит. В дорогу! Наш зритель ждёт нас!

Механик, крути киноленту,
Дежурные лампы туши,
Вноси свою светлую лепту
В суровые будни души.

В чем сила кино? В чем же заключается механизм воздействия на душу человека. В образной форме.

Не случайно Сам Господь наш Иисус Христос благую весть свою — Евангелие — наполнил притчами, где основная мысль была облачена в образы.

 А 12 апостолов и апостолы от 70-ти пошли в мир и понесли слово Божие в мир языческий, не знавший ничего о едином Боге и Спасителе. Люди эти жили во грехе и не знали, что это грех, кроме народа Божия, который к тому времени тоже выбрал грех как форму существования.

Апостолы рассказывали притчи Господни. Кто-то слышал, загорался, увлекался услышанным, но не успевали проповедники покинуть город, как интерес угасал, да и немудрено — душа-то его была каменной.

А у кого-то душа оказывалась почвой доброй, и слово Божие давало всходы, и взору их открывался мир во всей его неприглядности, с которой они уже, испив из чистого родника Божественной мудрости и Божественной благодати, не хотели мириться и уходили в пустыню, становились монахами, пустынниками, столпниками.

Они уходили и учились сами, как исполнить закон Божий, и думали над тем, как научить людей его исполнять. Они были первопроходцами в этом новом, неслыханном деле преобразования человеческой души.   И если Моисеевы заповеди в общем понятны, то заповеди блаженства — это высшая математика: будьте милостивыми, любите друг друга, очищайте от сорняков зла, корысти свою душу. Это и непросто и непонятно, как этого достичь.

И опыт монахов по постижению этой высшей мудрости был отражен в притчах, которые со временем были собраны и изданы, войдя в Отечники.

Так опыт монашеской жизни во Христе стал доступен для всех нас. Так складывался литературный жанр, который будет использован и кинематографистами.

И если слово Божие говорило нам о блаженствах жизни и в чем они заключаются, и если монахи своей жизню доказали, что жизнь по блаженствам возможна — можно и нужно быть смиренными, ибо Господь противиться гордым, можно и нужно быть милосердными, потому что милосерд Сам Господь, то современный мир придумал своего рода антиблаженства: он сеет цветы зла в душах людей. Эту мысль высказал профессор МГУ, филолог Сергей Аверинцев, указавший на то, что телереклама взяла на себя роль сеятеля зла. Для внедрения этого зла в сознание и душу людей князь мира сего обратился к возможностям кино. Киношники, продав душу дьяволу, стали лепить рекламные клипы-картинки, из которых, как из пазлов, собирается душа современного человека. Эти клипы каждый день настырно демонстрируют нам современный идеал, вбивая в сознание: будьте сильными, не будьте слюнтяями, заботьтесь о своем теле, накачивайте мускулы. Они пропагандируют не культуру чувств, а культ силы. Будьте красивы не душой, а телом, говорят нам их «прелестные картинки.

Вот так рождаются  притчи нового времени, атмосфера которого насыщена миазмами потребительства и гедонизма, т. е. удовольствия самого низкого пошиба.

Но в русском киноискусстве стало складываться новое направление — православное кино. Оно еще не вырастило своих гениев, таких как А. Тарковский или Григорий Козинцев, с его любовью к черно-белому кино, снимавшему трагедии Шекспира и утверждавшему, что цвет трагедии — черный. Вот у него цвет — это не просто ч/б лента, а художественный прием, за счет которого достигается наибольший художественный эффект. Большие мастера кино выработали каждый свой киноязык, у многих он сложен (Тарковский). Православное кино очень молодо, оно только нащупывает свою эстетику, свой, отличный от многих киноязык, суть которого сводится к дорогому для всех православных постулату: где просто, там ангелов со сто. Я надеюсь, что это кинонаправление даст еще миру своих Тарковских. Главной его особенностью многие кинокритики считают христоцентричность.

Например, французские «Хористы», которых мы смотрели на прошлом заседании киноклуба, отвечают этому требованию. А современные фильмы типа «Викинга» — нет.

И еще на одной особенности современного кино хотелось бы остановиться. Многие  наши постсоветские кинорежиссеры эксплуатируют религиозную  тематику, показывая на экране святую церковь и священство. И делают это оскорбительно для православного зрителя, или скрыто пародийно, или с полным непониманием того, о чем  они говорят.

Это происходит от того, что им глубоко чуждо то, о чем они говорят, ибо о священниках они наслышаны по «Сказке о попе и работнике его балде», да еще по отцу Федору из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова.

Где-то осенью на экраны страны выйдет фильм Алексея Учителя «Матильда», где в недопустимо фривольной манере рассказывается о похождениях молодого наследника престола и будущего царя-страстотерпца Николая Второго и балерины императорского театра Матильды Кшесинской.

Церковь не призывает бороться с этим фильмом, но уже  высказала сдержанное свое неприятие, дав ему негативную оценку. В наше непростое время Православная Церковь не может позволить себе с открытым забралом бороться с князем тьмы.

Вот еще один фильм, о котором Церковь отозвалась отрицательно. Это  нашумевший фильм Звягинцева «Левиафан». Персонаж этого фильма — епископ вызывает отвращение у обычного зрителя и удивление у православного. Звягинцев — один из тех современных деятелей киноискусства, которые на вопрос, верят ли в Бога, заявляют, что Он у них в душе — свой, карманный, ручной. Такой Бог не остановит его владельца от желания испакостить свою землю и народ, живущий на ней. Ведь совесть дана нам Единым Богом, а карманный за столь высокую субстанцию не отвечает.

Очень удачной считаю телефильм «Раскол» Николая Досталя. Там тоже Русь со своей грязью, со своими проблемами, очень далекая от идеала, но стремящаяся к нему. И заслуга режиссера в том, что он с большим сочувствием рассказывает о нестроениях и бедах, постигших русских людей.

Особняком стоит фильм «Остров», сделанный по неплохому сценарию православного сценариста. Вытянул его актер Петр Мамонов, живущий в каком-то параллельном мире, чудик, уверовавший в Бога. Вот там — точное попадание в образ. И зритель верит и образу простого монаха, и образу настоятеля. Режиссер же Павел Лунгин, конечно, большой мастер, но искусство его, его жизненное кредо вряд ли служит Богу. Не потому ли оптинские монахи с настороженностью относятся к этому фильму, ведь он явно не вписывается в творческие устремления самого режиссера.

Режиссер Хотиненко сделал фильм «Поп». Это тоже с точки зрения православной удачная лента, потому что сам режиссер сейчас стоит  на пути к Богу.

Так представлен топ известных режиссеров. Режиссеров, которые показывают свои фильмы на всероссийских и международных фестивалях.

А вот  только что складывающееся православное кино делают не столь известные режиссеры. Они, чтобы донести свои работы до зрителя, тоже устраивают свои православные кинофестивали.

Их много: «Покров», «Лучезарный Ангел» и наша «Встреча» (монахиня София). У этих фильмов нет широкого проката, для них закрыт телеэкран, но они прокладывают свою тропочку к зрителю.

Фильм режиссера Любецкого «Притчи» сделан на православной киностудии во имя Иоанна Воина при Свято-Елисаветинском монастыре Белоруссии.

Цель студии — делать фильмы, призванные помочь человеку найти выход из тупиковых ситуаций, дать ему надежду, помочь отыскать ответы на сложные вопросы, с которыми постоянно сталкиваешься в жизни.

Фильмы этой студии и документальные, и художественные стали лауреатами православных фестивалей в номинациях: ЗА ВЫСОКОЕ ДУХОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРИГИНАЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСКОЙ МЫСЛИ; ЧУДО ВЕРЫ; ЗА ВЕРУ, НАДЕЖДУ, ЛЮБОВЬ.

Режиссер рассказывает, что работа над «Притчами» была сопряжена с большими трудностями. Начались они еще на работе со сценарием.

Перебрали множество притч, вот тех самых монахов-пустынников, которые в своей жизни воплощали заповеди блаженства и свой духовный опыт запечатлели в притчах.

Но как на экране воплотить духовность? Перебрали множество притч, ведь они должны быть кинематографичны. Им это удалось, и они сумели подарить нам радость духовную.

 

Количество просмотров: (90)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *