31 октября беседа на тему: «Реформы патриарха Никона. Калужская земля в период раскола» из цикла «История РУСИ».

 31 октября в ДПЦ «Успенский» при храме Успения Пресвятой Богородицы в православном краеведческом обществе имени мч. Аполлона (Бабичева) состоялась беседа на тему «Реформа патриарха Никона. Калужская земля в период раскола».

Лектор Инна Александровна Евченко глубоко осветила события времени царствования Алексея Михайловича, политика которого во многом была направлена на внутреннее устроение государства, пережившего  Смутное время.

nikon3artlib_gallery-8012-b

Говоря о церковной реформе, она указала на неоднозначность оценок этого события, за которым стояли личности царя, патриарха Никона, протопопа Аввакума с их характерами, представлениями,  миропониманием и взаимными антагонистическими противоречиями.

Лектор показала, что претворение в жизнь этой реформы имело трагические последствия для жизни и русского государства, и Русской Церкви, ибо реформу, в необходимости которой не сомневались наверху, не понял и не принял русский народ, увидев в этих действиях предательство веры своих отцов.

sud-nad-nikonom-kadr-iz-filma-raskol

В 1666 г. проект реформы на поместном соборе получил силу закона. В результате все несогласные с реформой во главе с протопопом Аввакумом начали подвергаться гонениям и казням, а сами несогласные шли на добровольное самосожжение, проявляя крайний фанатизм в отстаивании своей  веры.

vera

Лектор объяснила такое поведение людей апокалиптичностью сознания русского человека, который жил ожиданием скорого конца света, нового откровения, новой земли и нового Неба, прихода Христа на землю для свершения Страшного Суда над греховным человечеством. А отступление от веры своих предков, которые поклонялись Христу именно  таким образом, как это сложилось на протяжении веков, было делом немыслимым и абсолютно греховным.

Так приверженность к внешним сторонам православия во многом способствовала церковному расколу, к отпадению людей от Единой Апостольской  Церкви.

События, связанные с церковным расколом, затронули и Калужскую землю.

Туда, по причине удаленности от центра и непроходимости лесов, потянулись, спасаясь от преследований, все недовольные реформами. Туда же и сами власти ссылали многих непокорных и противодействовавших проведению реформ. Например, в Боровский монастырь были сосланы протопоп Аввакум и боярыня Морозова со своей сестрой княгиней Урусовой. Кроме того, население Калужского края весьма лояльно относилось к старообрядцам, что привело к его укоренению и распространению. Главными центрами его у нас стали Калуга, Боровск и брынские леса.

 

 

 

 

Количество просмотров: (493)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *