В воскресенье, 23 октября, члены общества по изучению Евангелия «Свет разума» посетили выставку икон «Богородице Дево, радуйся», открывшуюся в Палатах Коробовых. Это совместный проект Калужского объединенного музея-заповедника и Государственного исторического музея. Экскурсию проводила экскурсовод Ирина Анатольевна Зубкова, сотрудник Калужского краеведческого музея, учащаяся воскресной школы для взрослых при храме Успения Пресвятой Богородицы.
Экспозиция вобрала в себя 56 памятников иконописи. Небольшая по количеству представленных экспонатов, но грандиозная по сути, она рассказывает о православных святынях и нравственных столпах христианской веры. Кроме четырех икон, принадлежащих кисти калужских иконописцев, все остальные иконы – копии. Но воспроизведенные очень тонко, до мельчайших подробностей.
Особенно сильное впечатление производит Казанская икона Богоматери – произведение иконописца Романа Родионова. Она имеет редкую иконографию – изображения святых праведного Лаврентия и преподобного Тихона на полях. Что интересно, средник этой иконы сделан со списка чудотворной иконы Божией матери «Казанская», которая находилась в Казанском храме «под горой».
Корсунская икона-список Богоматери также имеет авторство. Ее написал Тимофей Петров в 1730 году. В это время происходит расцвет калужской иконописи. Существует две версии того, как эта икона попала в наши земли. По одной версии ее из Корсуни привез князь Владимир, по другой – дочь полоцкого князя.
Загодачна судьба иконы Богоматери «Богородица Калужская», которую исследователи назвали «таинственной», поступила в музей из церкви Максима Блаженного (на Варварке). Откуда она – доподлинно неизвестно, но сотрудники музея пришли к выводу, что из Калуги. Икона имеет вкладыш, сообщающий, что принадлежала прихожанину церкви Георгия Победоносца «за лавками» Тимкову. Этой иконой он благословлял своих детей на брак. Ни изображение, ни оклад не совпадают с традиционной иконографией святыни, которая явилась в селе Тиньково. «Таинственная» икона была написана в технике масляной живописи в неовизантийском стиле в последней четверти XIX века. По утверждению искусствоведов, оклад был сделан значительно позже. Орнаментика оклада, способы чеканки архаичны даже для своего времени, и больше характерны для провинции.
Среди христианских древностей – Боголюбская икона Богоматери. Появление ее также неизвестно. Предполагают, что икона происходит из семьи Потоцких. Образ особо почитался в селе Юрьевском Боровского уезда Калужской губернии. В этом владении стольника Бориса Батурина икона оказалась после того, как Петр I вознаградил его за верную службу. Святыню берегли, передавая из поколения в поколение, затем она была помещена в храм и не раз спасала Боровск, Малоярославец и Тарусу от моровой язвы и холеры – люди видели заступничество чудотворного образа. Царь Петр очень любил эту икону. Он сделал с нее список, который хранился в Высоко-Петровском монастыре – вотчине бояр Нарышкиных. Икона Богородицы также является списком с древней иконы.
Количество просмотров: (121)