15 января беседа на тему: «Основатели монашества в росписях Успенского храма» (прп. Павел Фивейский и Антоний Великий, часть 1)

Есть люди, которые всецело отдают себя науке, искусству, политике, или другой излюбленной деятельности, согласно своему призванию. Они способствуют прогрессу тех отраслей науки и культуры, которым себя посвящают. С другой стороны, существуют люди, которых привлекает не столько интеллектуальный или внешний прогресс, сколько приобретение внутреннего совершенства. Они стремятся к праведности и с этой целью они становятся монахами или монахинями.

Жизнь в миру мало способствует духовному совершенству, скорее она препятствует ему.  Как объясняет  Евангелист Иоанн Богослов, жизнь общества отравлена тройным злом: «Всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (Мф.7:14;11:12). Поэтому: «Не любите мира, ни того, что в мире»,- пишет апостол Иоанн Богослов в своем Послании (1Ин.2:15–16). При этом под миром мы можем здесь понимать совокупность всего того, что отчуждено от Бога, что Ему противно. Не просто бытовая реальность, которая окружает человека, – орудия производства, техника, которой он пользуется, но собственно привязанность к этой технике, зависимость от нее; и зависимость и привязанность ко всему тому, что отделяет человека от Бога. Монашество ставит себе целью — помочь человеку освободится от зла, господствующего в мире. От похоти плоти – путем целомудрия и воздержания, от похоти очей (т.е. от пристрастия к богатству и мирным благам) – путем отказа от личного имущества, и от гордости – путем послушания духовному наставнику. Поражая зло в самом его корне, монашество ставит человека на прямой путь к духовному совершенству.

Многими путями можно  достичь Царства Небесного, и Евангелие предоставляет человеку большой простор в выборе образа жизни: лишь бы он уклонялся от зла и делал добро. Однако тем, которые чувствуют призвание к более совершенному образу жизни, Господь говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест твой и следуй за Мною…  Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах, и следуй за Мною… Есть девственники (в Евангелии «скопцы») ради Царствия Небесного. Кто может вместить, да вместит… Кто не отречется от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Мф.16:24;19:12-21;Лк.14:26-33). Здесь предписаны именно те главные условия, из которых составляются обеты (обещания Богу) при вступлении в монашество.

Несмотря на скудость документальных сведений, нет сомнения, что монашество возникло уже в апостольский век. Трудно допустить, чтобы в те времена большого духовного горения, не было христиан, которые бы последовали учению апостола Павла о девстве, изложенному в послании к Коринфянам (1Кор.7гл.). Живым  примером для таких девственников всегда были и будут Сам Господь Иисус  Христос, Приснодева Мария, пророк Иоанн Креститель, святой пророк Божий Илия, возлюбленный ученик и девственник апостол Иоанн Богослов, апостол Павел, апостол Иаков, брат Господень и первый епископ Иерусалимский и многие другие. Вот таким высоким примерам следовало монашество, вот откуда оно зародилось, где его духовный исток.

Слово «монах» происходит от греческого слова «один». Монах значит живущий в одиночестве. Но такое определение ни о чем не говорит, потому что одиноко живущих много, а монахов — нет.  В слове «монах» заключается нечто большее, чем просто жизнь одинокого человека.  Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Монахи – это те, которые призваны подражать жизни бесплотных сил; это те, которые во всех действиях должны руководствоваться свидетельством Священного Писания; это те, которые должны непрестанно понуждать себя на всякое доброе дело; это те, которые должны хранить свои чувства от греховных впечатлений, а ум от греховных мыслей». Монашество отличается от обычного образа жизни мирских людей; отсюда название «инок» — т.е. «иной» человек.

Из среды монашества вышло наибольшее количество святых, и это естественно: ведь монашество ставит себе целью духовное совершенство. Святых монашеского чина именуют «преподобными» — в знак того, что они более других уподобились Христу.

Как массовое явление, монашество появилось в конце 3- начале 4 веков.  Возникновению монашеских общин способствовали разные причины. Некоторые историки называют даже сами гонения, которые обрушились на Церковь со стороны языческой власти. Гонение при императоре Декии (249-251) побудило многих бежать в пустынные места.

Одним из первых таких «монахов до монашества» является святой Павел Фивейский, но он не был первым исторически. Скорее, одним из первых, о ком мы встречаем соответствующее описание, житие, которое подобно житию всех других монахов.

Преподобный Павел Фивейский родился в Египте, в городе Фиваиде около 228 года. Оставшись сиротой, он много претерпел от своего корыстолюбивого родственника из-за родительского наследства. Во время гонений Декия на христиан святой Павел, узнав о коварном замысле предать его в руки гонителей, покинул город и удалился в пустыню.

Поселившись в пещере у подножия горы, преподобный Павел, никому не ведомый, прожил в ней 91 год, неустанно молясь Богу днем и ночью.

Питался он финиками и хлебом, который приносил ему ворон, одеждой из пальмовых листьев укрывался от холода и зноя.

 В житии Павла Фивейского, написанном блаженным Иеронимом, мы видим трогательную встречу: уже достигший преклонных лет Антоний Великий идет через пустыню, по откровению свыше, чтобы встретиться с Павлом, который жил вдали от мира. Преподав Антонию урок смирения, преподобный Павел вышел ему навстречу. Старцы назвали друг друга по имени, обнялись и долго беседовали. Преподобный Павел более полувека прожил в одиночестве и даже спрашивал Антония: что там, в миру, происходит. «Расскажи мне, пожалуйста, как живет теперь род человеческий? – спрашивал святой Павел. – Возвышаются ли в старых городах новые крыши, какой властью управляется мир? И остался ли кто-либо увлеченный прелестью демона?» Во время беседы прилетел ворон и принес им обоим хлеб. «Щедр и милостив Господь», — воскликнул Павел: «Вот сколько лет каждый день я получаю от Него полхлеба, а ныне ради твоего пришествия послал Он целый хлеб». Преподобный Павел открыл преподобному Антонию приближение своей кончины и завещал похоронить его. Преставился святой Павел во время молитвы, стоя на коленях. Преподобный Антоний видел, как его святая душа в окружении Ангелов, пророков и апостолов, восходила к Богу. Два льва прибежали из пустыни и когтями вырыли могилу. Преподобный Антоний похоронил святого старца и, взяв его одежду из пальмовых листьев, удалился в свою обитель. Одежду эту преподобный Антоний хранил, как величайшую святыню, и надевал только два раза в год — на Пасху и Пятидесятницу.

Скончался преподобный Павел Фивейский в 341 году, когда ему было 113 лет. Он не основал ни одной обители, у него не было учеников, он был отшельником. Память преподобного Павла Фивейского, Египетского, Отшельника, Пусты́нника  совершается 15/28 января.

В V веке на месте, где находилась пещера, в которой жил святой, был основан, существующий по сей день, монастырь святого Павла Фивейского. Мощи Павла в V веке были перенесены Исидором Пелусиотским из Египта в Писидию (Малая Азия). В XII веке мощи святого Павла Фивейского перенесли в Константинополь. Впоследствии их перенесли в Венецию (Италия) и затем в Венгрию в Офеи; часть главы его находится в Риме.

Но главным толчком к возникновению и развитию монашества послужили не гонения, а внезапный мир и благоденствие Церкви. Множество язычников потекло в Церковь, которая стала наполняться неофитами. Многие становились лояльными к христианству, а некоторые приходили в Церковь из корыстных побуждений, для скорейшего продвижения по службе. С массовым приходом язычников в Церковь стали падать нравы в христианских общинах, и как реакция на это обмирщение начал происходить обратный процесс – выделение и обособление сообществ подвижников, желавших нравственного совершенства. Так  стали образовываться первые монастыри и монашеские общины.

Расцвет монашества произошел почти одновременно в Египте, Сирии и Палестине. Во всех трех названных областях монашество возникло независимо друг от друга, но египетское  монашество считается древнейшим.

Источниками, описывающими древних монашествующих лиц, в первую очередь, является наиболее известный  и повсеместно распространенный уже в IV веке такой памятник христианской письменности, как «Житие святого Антония». Жизнь этого подвижника описал святитель Афанасий Александрийский. Другим известным памятником являются «Беседы преподобного Макария Египетского». Они в  основном описывают жизнь в  скиту. Также, помимо первоисточников, мы до наших дней сохранили и имеем свидетельства путешественников, которые посещали монахов.

Роспись святого Павла Фивейского находится на колонне придела преподобного Серафима Саровского, над иконой преподобного Сергия Радонежского.

Основателем египетского монашества считается преподобный Антоний Великий. Антоний Великий был неким символом монашеской жизни. И как писал блаженный Иероним, «Антоний был не столько первым из пустынножителей, сколько человеком, возбудившим общее стремление к этому образу жизни». Его имя стало со временем нарицательным, о нем знали по всему Египту и далеко за пределами. Поэтому-то Житие, которое писал святитель Афанасий, быстро распространилось по всему свету.

Родился преподобный Антоний в Египте, близ Фиваидской пустыни, в зажиточной коптской христианской семье, около 251–253 года. Он был тихим, склонным к уединению, не любил шума, постоянно посещал богослужения в храме и внимательно слушал Священное Писание. Антоний не учился в школе и грамоты не знал. Греческим языком он не владел. Родители святого Антония умерли рано, когда ему было около двадцати лет, и в этом же возрасте он принял решение, услышав в храме цитату из Евангелия: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21). Он решил так и поступить. Антоний подарил свою землю односельчанам, поручил свою меньшую сестру попечению неких известных и верных девственниц, а сам поселился недалеко от своего дома, на краю деревни, и стал вести отшельнический образ жизни. Путь Антония был в чем-то похож на путь ревностных христиан того  времени.  Антоний пристал к одинокому подвижнику, старше его по возрасту, и какое-то время жил при нем, ориентируясь на его модель жизни.  А потом, как пишет святитель Афанасий, – как мудрая пчела, стал собирать отовсюду сведения о тех или иных видах подвига. От одного из старцев он научился кротости, у другого старца он поучался безгневию, у третьего – нестяжанию. Антоний не был первым в своем подвиге, и имел духовных руководителей, о которых мы просто ничего не знаем, их имена до нас не дошли.

Вскоре он решил увеличить свои подвиги, ушел дальше от своего селения, поселился в гробнице и стал там жить, преодолевая разные бесовские искушения. Враг рода человеческого  смущал молодого подвижника помыслами, сомнениями в избранном пути, тоской по сестре. Он боролся с блудной страстью, которая его тяготила.  Ему даже явился бес в виде некоего черного отрока, с которым он общался «лицом к лицу». После этого он боролся с разными страхами. Бывало даже, что бесы избивали Антония до полусмерти, и люди находили его полумертвым.

Иногда святой подвижник изнемогал, готов был впасть в уныние.  В разгар борьбы с темными силами преподобный увидел спускавшийся к нему с неба светлый луч и воскликнул: «Где ты был, милосердный Иисусе? Почему вначале не пришел Ты прекратить мои страдания?». «Я был здесь,- сказал ему Господь,- и ждал, желая видеть твое мужество; теперь же, после того, как ты твердо выдержал победу, Я буду всегда помогать тебе и прославлю тебя во всем мире».

Однажды Антоний подвергся душевному смущению, унынию и особенному нашествию мрачных помыслов. Находясь в этом состоянии, он начал изливать печаль свою перед Богом. «Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне. Что мне делать со страстями моими? Как мне спастись?». Вдруг он видит: кто-то похожий на него сидит и работает, потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу. «Делай так и спасешься»,- сказал ему Ангел Господень. Антоний и других учил этому Божьему наставлению. Ум не может непрестанно пребывать в молитве, он утомляется и нужен отдых. Отдохнуть можно при умеренном рукоделии, при котором делание ума хотя и продолжается, но не так напряженно. Но в тоже время нельзя сильно увлекаться рукоделием и  отдавать ему много сил и времени, в ущерб молитве.

Роспись преподобного Антония Великого на колонне придела преподобного Серафима Саровского, над иконой апостолов Петра и Павла.

 

После подвигов в гробнице он ушел в Фиваидскую пустыню, где прожил еще около двадцати лет в развалинах воинского укрепления, в Писпире, недалеко от Нила. В этом подвиге, который превратился со временем в подвиг затвора (отшельничество), он подолгу не выходил из кельи, запасался хлебом на шесть месяцев. Он наложил на себя еще более строгие обеты, вкушал пищу не раз в день, а раз в два — три дня. Помимо хлеба в его пищу шла только соль и вода.  И когда, уже насильно взломав дверь в его келью, слышавшие о нем люди, вытащили его оттуда, то увидели, что, несмотря на столь долгое одиночество, он и телом  не ослаб, не стал угрюм, у него не появились какие-то видения.  Ровно и спокойно он отвечал вопрошавшим его людям, показывая образ кротости, смирения, любомудрия. Со временем  вокруг него образовалась группа подвижников, которые просили, чтобы он стал духовным наставником. После того как вокруг него собралось достаточно большое количество учеников, «пустыня превратилась в град монахов», –  как пишется в Житии.

Монашество, зародившееся в самый ранний период истории христианства, не имело уставов. Оно родилось как бы интуитивно из евангельских заповедей и из пламенной любви к Христу. Ни пострижения волос, ни торжественных обетов, ни торжественного отречения от мира, ни перемены имени и одежды от первых монахов не требовалось. Нужна была лишь твердая решимость, подтверждаемая делами. Первых монахов сжигала ревность к благочестию, и писаные уставы им были совершенно не нужны. Но со временем ревность ослабевала, а число монахов росло. Первоначально сами монашествующие стали вырабатывать определенные правила, которые они считали необходимыми для поддержания порядка в своих все более увеличивающихся рядах. Преподобный Антоний Великий выработал такие правила для своих монахов, которые нам известны как «Духовные наставления», но этим был намечен общий дух жизненного строя, а дисциплина и внутренний порядок покоился на духовном авторитете Антония Великого.

 Когда ему было около 50 лет, и он стал, собственно, подлинным отцом монахов, но, избегая суетной славы, решает удалиться от них и избирает себе так называемую Внутреннюю гору, недалеко от Красного моря. Там он проводит всю остальную жизнь, вплоть до своей кончины. Под этой горой есть небольшой оазис. Имеется предположение, что именно там он держал какой-то небольшой огородец, чтобы добыть себе пропитание, там есть и источник воды. От самой пещеры преподобного  Антония до этого источника воды сейчас примерно два с половиной часа пути, если идти медленным шагом. То есть, это преодолимое расстояние для того, чтобы запастись водой. Именно там, сейчас располагается монастырь святого Антония Великого.

Когда ему было около 50 лет, и он стал, собственно, подлинным отцом монахов, но, избегая суетной славы, решает удалиться от них и избирает себе так называемую Внутреннюю гору, недалеко от Красного моря. Там он проводит всю остальную жизнь, вплоть до своей кончины. Под этой горой есть небольшой оазис. Имеется предположение, что именно там он держал какой-то небольшой огородец, чтобы добыть себе пропитание, там есть и источник воды. От самой пещеры преподобного  Антония до этого источника воды сейчас примерно два с половиной часа пути, если идти медленным шагом. То есть, это преодолимое расстояние для того, чтобы запастись водой. Именно там, сейчас располагается монастырь святого Антония Великого.

Жизнеописания отцов-монахов собраны в сборники, носящие название патериков (от лат. «патер» — «отец»).  Вот рассказ из «Египетского патерика». Ловец диких зверей пустыни пришел для ловли в гору аввы Антония. Увидев, что Авва утешает братию, он соблазнился этим. Старец, желая успокоить его и показать, что нужно иногда предоставлять братии некоторое послабление, сказал ему, чтобы он вложил стрелу в лук и натянул его. Охотник сделал это.  Старец сказал: «Еще натяни». Охотник натянул лук туже, а старец снова за свое: «Натяни еще больше». Отвечает ему охотник: «Если сверх меры натянуть лук, то он переломится». И тут молвил ему старец: «Так бывает и в деле Божием. Если будешь сверх меры напрягать силы братии, то они скоро отпадут от дела Божия; необходимо по временам давать им послабление».  И охотник, получив многую пользу душевную, удалился; и братья, утвердившись в правильном воззрении на свой подвиг, разошлись по кельям. Все подвиги, предпринятые несоответственно силам, оставляются. Утешением было некоторое послабление братии, например, когда на трапезу подадут или рыбу, или вино, или плоды, или когда больному или старцу дадут одежду более спокойную, чем ту какую носят вообще братия. Но послабление не состояло в празднословии, шутках и смехе.

Однажды авва Антоний, недоумевая судами Божиими, помолился и сказал: «Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие  — богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?». После долгих размышлений пришел к нему глас: «Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это – душевредно».  Святитель Игнатий (Брянчанинов) так объясняет эти слова: «необходимо подвижнику и каждому христианину отличить то, что предоставлено его пониманию, от того, что предоставлено лишь его созерцанию. Уму ограниченному неестественно понимать со всею удовлетворительностью действия ума неограниченного, ума Божия; тщетное усилие к пониманию и объяснению того, что превыше понимания, ведет единственно к заблуждениям, к  богохульству, к ересям и безбожию».

Как минимум дважды святой Антоний посещал город Александрию. Первый раз в 311 году во время гонений императора Максимина Даза, когда преподобный укреплял в вере заключенных в темнице христиан и сам был готов идти на мученическую кончину. Второй раз он посетил Александрию в 350 году, уже на склоне лет, по просьбе своего духовного сына, святителя Афанасия Александрийского. По его настойчивому приглашению преподобный Антоний пришел в столицу для того, чтобы опровергнуть учение ариан. Ариане, подкрепляясь его именем, разглашали слухи, что как бы и сам Антоний был арианином. Но Антоний был последователем Никейского собора и противником арианской ереси.

  Одной из величайших добродетелей, о которых проповедовал и своим примером являл святой Антоний, конечно же, была добродетель смирения. Безгневие, бесстрашие, упование на Бога – все остальные его добродетели, как и крепкая вера, исходили из этой, центральной для него добродетели смирения. При жизни святой Антоний не назначил формальных преемников. И даже связь между Антонием и учениками носила характер назиданий, советов, дружеского общения. При его жизни среди окружения его не было ни настоятелей, ни экономов или игуменов, и поэтому можно сказать, что его отцовство по отношению к наследникам его духовного опыта было отцовством исключительно духовным.

Из творений преподобного Антония до нас дошли: 20 речей, рассказывающих о христианских добродетелях; 7 посланий к монастырям – о стремлении к нравственному совершенству и духовной борьбе; и правила жизни и увещания к монахам.

  • В сокровищницу монашеской мудрости до наших дней дошли многие  крылатые выражения, вот некоторые из них:
  • «Если ты в миру не смог ужиться с людьми, то потом ты не сможешь справиться и с одиночеством».
  • «Ко всем имей приятельское расположение; но не всех имей советниками».
  • «Нет большего нечестия, как причинить кому-либо скорбь и возноситься над другими».
  • «Не осуждай никого; ибо в этом твое падение».
  • «Будь мудр, и уста тех, кои худо говорят о тебе, заграждай молчанием».
  • «Я видел все ловушки, врагом расставляемые на земле, и сказал со вздохом: “Кто может их обойти?” Тогда я услышал голос, сказавший: “Смиренный”».
  • «Как рыбы издыхают, если долго находятся на суше, так и монахи лишаются притягательной силы, даруемой тишиной, если они надолго покидают свою келью, проводя время со светскими людьми».
  • «Не попадет в рай тот, кого не искушали. Отыми искушение, и никто не обретет спасения».
  • «Ежедневно умирай, чтобы жить вечно, потому что боящийся Бога жив будет во веки».
  • «Сын мой, не умножай слов. Многословие удалит тебя от Духа Божия».
  •  «Никому не предлагай того, никого не  учи тому, что прежде сам не исполнил на деле».
  • «Если станут хвалить тебя за дела твои, не радуйся тому и не услаждайся тем, утаивай их, сколько можешь; не позволяй себе кому-нибудь говорить о них, и всячески постарайся достигнуть того, чтоб люди не хвалили тебя».

Мысли о Законе  Господнем всегда были в центре его размышлений. Вот  одно из характерных его высказываний:  «…Верблюду нужно мало пищи. Он сохраняет ее в себе, пока не вернется в свое стойло. Он отрыгает ее и пережевывет, пока она не войдет в кость и плоть его. Но лошади нужно много пищи. Она ест постоянно и сразу теряет то, что съела. Итак, не будем, яко же конь…, но примем подобие от верблюда, перечитывая каждое слово Святого Писания и сохраняя его в себе, пока не сотворим…». Этот текст не только учит, как следует читать Священное Писание – со вниманием, с усердием, с прилежанием к тому, чтобы смысл каждого слова в себе сохранить, но и тому, что не стоит гоняться за количеством текста. Читать Писание, по Антонию, нужно так, чтобы как можно более запомнить наизусть, чтобы потом воспоминание слов Писания стало молитвой. Со временем святой Антоний выучил наизусть Священное Писание. И в преклонных летах, когда приходили к нему разные путешественники и спрашивали, он часто удивлял их, цитируя Священное Писание наизусть.

85 лет своей жизни провел преподобный Антоний в пустынном уединении. Вот что пишет о его преклонных годах святитель Афанасий: «С юных лет и до такого возраста соблюдавший равное усердие к подвижничеству, ни по старости не обольщавшийся дорогими снедями, ни по немощи тела своего не изменявший вида своей одежды, ни в чем, однако же, не потерпел он вреда. Глаза у него были здоровы и невредимы, и видел он хорошо. Не выпало у него ни одного зуба, а только ослабли они в деснах от преклонных лет старца. Здоров он  был руками и ногами.  А, что всюду говорили о нем, все удивлялись ему, даже не видавшие любили его – это служит доказательством его добродетели и Боголюбивой души».

Святой Антоний прожил около 105 лет. Умер он в 356 году, и погребен своими учениками в пустыне в сокровенном месте.  Их двух своих мантий одну преподобный завещал святителю Афанасию Александрийскому, другую – святителю Серапиону Тмунтскому. В 6 веке мощи преподобного Антония Великого были перенесены из пустыни в Александрию, а затем, после завоевания Египта сарацинами в 7 веке, в Константинополь, а в 10 веке святые мощи перенесены в епархиальный округ Вьенский (Франция). Глава преподобного Антония с 1491 года хранятся в городе Арле (Франция). Память преподобного Антония Великого, Египетского, величайшего подвижника, основателя пустынножительства и отца монашества совершается 17/30 января.

Антоний Великий изображается как старец с седой раздвоенной бородой, оставляющей открытым подбородок, облачен в рясу и мантию, с платом на голове вместо куколя, с посохом в правой руке и раскрытым свитком в левой.

На карте Северного Египта видим, что Нил, впадая в Средиземное море, образует дельту. Здесь расположен Фаюмский оазис. Ближе к реке Нил была так называемая «внешняя гора», «внутренняя гора» – у Красного моря, где сейчас располагается знаменитый монастырь святого Антония Великого.  В 40 километрах от Александрии находится Нитрия, Нитрийская пустынь – место, где располагались первые подвижники. На расстоянии ночного перехода  (днем, как правило, не путешествовали: в пустыне легко заблудиться, поэтому путешествовали ночью по звездам, к тому же днем было жарко) находились и хижины тех, кого называли скитянами. Они жили в месте под названием Скит. Это были отдельно стоящие хижины подвижников, пещеры, землянки или небольшие домики. Первоначально Скит – это было географические обозначения местности. А уже потом от местности под названием Скит получил свое название и образ жизни – скитской. Несколько десятков тысяч насчитывалось иноков в египетских пустынях, но скитские иноки славились между всеми по совершенству жизни и по своей мудрости. В отличие от Нитрии, которая граничила с плодородными землями Египта, в Скиту была настоящая пустыня. Источники воды находились очень далеко от места жительства пустынников, не было дорог. Скит того времени характерно отличался от того, что мы сейчас называем скитом. Если для человека Древней Руси скит – это по преимуществу место в лесу, где есть дерево для строительства,  источник воды, есть плоды земли, какие-то средства к пропитанию, есть орудия производства, – то у пустынников Скита начала IV века этого всего не было. Более того, палящие лучи солнца и песчаные барханы, которые перемещались с места на место, высокая температура, приводили к тому, что у некоторых подвижников могли начинаться видения, и они словно видели беса перед собой. Соответственно, жизнь там была опасна как с точки зрения природно-географических условий, так и с точки зрения психологической тяжести. Требовалось мужество, чтобы селиться в ней. Игуменом Скитской пустыни был Макарий Великий.  (часть 2)

Количество просмотров: (293)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *